Вспоминаем
varnava_mp в
О первенстве апостола Петра и как до него далеко Папе; (Оригинал взят у
popyaratolsty в
О первенстве апостола Петр, Оригинал взят у
pretre_philippe в
Апостол Пётр в православном богослужении) В католической литературе есть целое исследование по поводу того, как в православной гимнографии именуется апостол Пётр и его роль по отношению к прочим апостолам.
Действительно, если внимательно посмотреть всю службу праздника апостолов Петра и Павла, то более сильных выражений о первенстве Петра и найти нельзя.
Пе́тре, апо́столовъ основа́ніе,* ка́меню Христо́вы Це́ркве,* христіа́новъ нача́ло,* паси́ о́вцы твоего́ двора́ сла́вно:* а́гнцы твоя́ сохрани́ отъ волко́въ льсти́выхъ,* изба́ви ста́до твое́ отъ напа́стей лю́тыхъ,* тя́ бо моли́твенника къ Бо́гу неусы́пна стяжа́хомъ вои́стинну* и, о тебѣ́ хва́лящеся, спаса́емся вси́. (На стиховнѣ малыя вечерни 1-я).
Христо́съ, тя́ пе́рваго избра́въ, Пе́тре, основа́ніе вѣ́ры, вѣнча́ тя́, Иже всѣ́хъ Влады́ка тебе́ предрече́: блаже́нъ еси́, Си́моне ва́ръ Іо́на, я́ко пло́ть и кро́вь не яви́, священнопроповѣ́дника Моего́ сотвори́ тя́, но Оте́цъ Мо́й, Иже е́сть на небесѣ́хъ; Того́ моли́, богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́мъ ве́лію ми́лость. (Славникъ там же на стиховнѣ).
Верхо́внѣйшаго апо́столовъ дне́сь, я́ко первозва́ннаго Христо́ва, богодохнове́нными пѣ́сньми досто́йно воспои́мъ.(Тропарь отъ канона Петру, пѣснь 1-я).
Иже отъ Отца́ я́влься Бо́жіе Сло́во, -* кого́ Мя непщу́ете? - вопроша́ющу Христу́. -* Ты́ Жива́го Отца́ Сы́нъ, -* я́ко всѣ́мъ уста́ богогласу́я,* а́біе возопи́лъ еси́,* тѣ́мже и блаже́нъ еси́, Си́моне ва́ръ Іо́на,* возме́здіе прія́лъ еси́.* Ибо сла́витъ Бо́гъ Сего́ вѣ́рно сла́вящія,* и къ воспрія́тію бога́тно призыва́етъ,* и ка́меня тебе́ непосты́дна,* Це́ркви водруже́ніе и основа́ніе положи́. (Стихира на хвалите).
В чем же честь и в чем власть (и то, и другое, скорее всего, в Петре было соединено), и чем одно отличается от другого? Как говорил Иисус, «больший среди вас да будет всем слугой». Или: «почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так» (Мк. 10, 42).
Кроме того, если особой ролью обладал Пётр, то почему отсюда непременно должно следовать, что этой же ролью должен по умолчанию обладать любой "его преемник", тем более в виде епископа?
В Новом Завете среди первенствующих служений в древней Церкви указываются: апостолы, пророки, учителя (см. 1 Кор. 12, 28). Пётр - один в своём роде апостол, совершенно неповторимый. Что касается последующих епископов, то вообще они носили чисто земные, вспомогательные, управленческие функции, в отличие от первых служений. К ним предъявляются требования по минимуму: женатый не более одного раза, рассудительный, гостеприимный, не задиристый, не пьяница, не драчун, не сребролюбец и т. д. (см. 1 Тим. 3, 2-4). И потому-то, «кто епископства желает - доброго дела желает!»
В действительности же, спор о первенстве и власти епископов и с западной, и с восточной стороны свидетельствовал с самого начала о глубоком обмирщении церковной жизни и об оскудении среди христиан любви. Само учение о папе на Западе, такое, какое оно разработалось к средним векам и оформилось в принятом догмате в 1870 г., сложилось вследствие клерикализации церковной жизни. Поэтому до сих пор сохраняющиеся доводы католиков о неком сакральном первенстве Рима - совершенно неубедительны.
Почему бы тогда Иерусалиму и Антиохии не претендовать на то же первенство, идущее от апостола Петра? Ведь он там проповедовал еще до Рима!