Поминовеніе Царя на проскомидіи

Jan 20, 2016 23:14


            Вчера, на праздник Богоявления, всё-таки, несмотря на "немощи наши", выбрался в храм Господень послужить Божественную литургию. Разумеется, вынул частички из служебных просфор, как  заздравной так и заупокойной. В первую очередь, конечно, за Благоверный и Богомхранимый Царствующий Род (об этом далее - подробно) и за всех своих родных, наставников, духовных чад и благодетелей. Так что поданныя Вами записки - в работе!
            Причастился, как и положено за службой. Тут же хочу отметить один момент. Вот, сейчас очень многие говорят о частом причащении даже для мирян. Из своего же опыта хочу заявить, что даже для монахов, причём священномонахов, частое служение и Причащение бывает далеко не всегда во благо. Обязательно где-то чего-то из Правил ко Причащению не дочитаешь, а где-то что-то на службе сократишь. Какие-то грехи на исповеди забудешь упомянуть, или воды после полуночи напьёшься. Незря же Апостол говорит, что "сегó рáди въ вáсъ мнóзи нéмощни и недýжливи, и спя́тъ  довóлни" (1 Кор. 11:30). Тем не менее, "особо одарённые" не престают кричать, что причащаться нужно чуть ли не каждый день.
           Теперь вернёмся к Проскомидии. В нашем блоге мы уже разсматривали многие тексты из Миней, Октоиха, Триоди. Теперь хочу добавить в этот список наверное самую важнейшую Богослужебную книгу - Служебник. Сегодня начнём изследование поминания Царя и Архиереев при вынимании частиц из Служебных Просфор, в исторической ретроспективе. Напомню, что на проскомидии используется 5 просфор - Агничная, Богородичная, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. У старообрядцев - 7, поскольку частицы за здравие вынимаются по каждому разсматриваемому нами поводу из отдельных просфор.


           Итак. Современная практика.
           Таже прием четвертую просфору, (священник) глаголет:
           Помяни́, Влады́ко человеколю́бче, святе́йшия правосла́вныя патриа́рхи и вели́каго господи́на и отца́ на́шего Святе́йшаго Патриа́рха имярек, господи́на на́шего преосвяще́ннейшаго имярек и вся́кое епи́скопство правосла́вных, честно́е пресви́терство, во Христе́ диа́конство, и ве́сь свяще́ннический чин: (аще во обители: архимандри́та, или игу́мена, имярек) бра́тию и сослуже́бники на́ша, свяще́нники, диа́коны, и всю бра́тию на́шу, я́же призва́л еси́ во Твое́ обще́ние, Твои́м благоутро́бием, всеблаги́й Влады́ко. (На картинке не обведена).
          И взем частицу, полагает ю доле Святаго Хлеба.
         Таже поминает страну нашу, глаголя сице: Помяни́, Го́споди, богохрани́мую страну́ на́шу и правосла́вных люде́й ея́. (На картинке обведена красным).

Синодальный период.
         Та́же пріе́мъ четве́ртую просфору́, глаго́летъ:
         Помяни́, Влады́ко Человѣколю́бче, вся́кое епи́скопство правосла́вныхъ, Святѣ́йшій Прави́тельствующій Сѵно́дъ, Святѣ́йшія Правосла́вныя Патріа́рхи, [и митрополи́та на́шего, [и́мярекъ], его́же е́сть епа́рхія, или́ епи́скопа на́шего, [и́мярекъ] ], честно́е пресви́терство, во Христѣ́ діа́конство, и ве́сь свяще́нническій чи́нъ: [игу́мена, и́мярекъ], бра́тію и сослуже́бники на́ша, свяще́нники, діа́коны, и всю́ бра́тію на́шу, я́же призва́лъ еси́ во Твое́ обще́ніе, Твои́мъ благоутро́біемъ, всеблагíй Влады́ко.
          И взе́мъ ча́стицу, полага́етъ ю́ до́лѣ Свята́го Хлѣ́ба.
         Та́же помина́етъ   И м п е р а́ т о р а,  глаго́ля си́це: Помяни́, Го́споди, Благочести́вѣйшаго, Самодержа́внѣйшаго, Вели́каго Госуда́ря на́шего Импера́тора [и́мярекъ] всея́ Россíи; Супру́гу Его́, Благочести́вѣйшую Госуда́рыню, Императри́цу [и́мярекъ]; Ма́терь Его́, Благочести́вѣйшую Госуда́рыню, Императри́цу [и́мярекъ]; Наслѣ́дника Его́, Благовѣ́рнаго Госуда́ря, Цесаре́вича и Вели́каго Кня́зя [и́мярекъ], и ве́сь Ца́рствующій До́мъ.

Древние служебники.
          Та́же пріе́мъ четве́ртую просфору́, глаго́летъ:


Пріе́мъ пятую (такъ у старообрядцев) просфору́, глаго́летъ (о Благоверномъ и Богохранимомъ Государѣ нашемъ...):



Как видно на рисунке, из просфоры вынуто три частицы.
            Две - моим коллегой по первому варианту. А третья (на картинке обведена синим) - мною, по древней формуле, но с заменой "Царя" на "Царствующий Род" с прибавкой "еже явити намъ Царя православного", а далее по древней формуле.

царское дѣло, старообрядчество, дореволюцiонные тексты, молимся вместе, месяцесловъ, служебникъ, вотъ такъ и живёмъ

Previous post Next post
Up