Один мой читатель под ником
t-50-777 просил при случае провести сравнительный анализ Октоиха - в современной, дореволюционной и древней редакциях. Такой случай выдался в это Воскресение, поскольку за Всенощной под Воскресный день всегда поется Октоих, а в этот раз там попался момент, который и можно было взять примером для подобного сравнения.
Октоих (Осьмогласник) - богослужебная книга, охватывающая недельные круги служб по всем восьми церковным гласам (напевам). В Воскресные дни, как выше замечено, он используется всегда (или почти всегда), а в будние праздничныя - оставляется.
У меня в келье используется Октоих времен Святаго Царя Николая Александровича.
Поэтому с этих времен и начнем. В качестве примера обратим внимание на страничку с Третьей Песней Воскресного канона седьмого гласа (а именно он пелся в это Воскресение).
Графическим редактором здесь выделен Богородичен со словами "Императору победу даруй". В
редакции 1631 года, в этом месте вместо Императора используется слово Царь, что логично.
В современном варианте, как обычно ни Царей, ни Императоров нет. Удивительно, что нет вообще никого. То-есть революционеры не потрудились даже над переделкой, просто поработали ножницами!
Таким образом, по их замыслу, нам (православным людям и их монархам) победа не предназначалась. Её они оставили исключительно себе! Но да запретит им Господь! "Они - чужие"!
Click to view