Неделя Святых Праотец: много званных, а мало избранных!

Dec 27, 2015 22:07

     
    С каждым днем к нам всё ближе и ближе становится светлый праздник Рождества Христова. Так, сегодня Воскресение называлось - Неделей Святых праотец. Следующее, уже перед самым днем Святого праздника будет иметь название -  Неделя Святых отец. Разумеется, всем интересно в чём же тут разница?
           Так вот. Святые праотцы - это все святые Ветхого Завета. А вот Святыми отцами Церковь называет только тех, кто входит в родословную Спасителя, или имеет явное пророческое достоинство о Рождестве Спасителя.
           В эти два Воскресных дня мы прославляем  всех ветхозаветных святых, которые были устремлены к пришествию в мир Христа и одновременно прообразовали Его явление. Мы возносим  в наших молитвах имена Адама, Авеля, праведного целомудренного Иосифа, пророка Божия Моисея, царя Давида, Ионы, Иова, Авраама, Исаака и Иакова. Но прежде всего, в обе эти Недели перед нами будет предстоять икона святого пророка Даниила и святых трех отроков - Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены в печь вавилонскую.
           Например, вторая стихира на вечерне прославляет упомянутых Святых следующим образом:
          Иже святы́я о́троки изъ огня́ изба́вивый, Влады́ко,* и отъ у́стъ льво́выхъ Даніи́ла,* благослови́вый Авраа́ма,* и Исаа́ка раба́ Твоего́,* и сего́ сы́на Іа́кова,* благоволи́вый отъ сѣ́мене и́хъ бы́ти по на́мъ,* да пре́жде поползну́вшіяся спасе́ши пра́отцы на́ша* Кресто́мъ Твои́мъ и Воскресе́ніемъ* и, расто́ргнувъ сме́ртныя у́зы,* совозста́виши вся́, я́же отъ вѣ́ка су́щія въ ме́ртвыхъ,* покланя́ющіяся Тебѣ́, Христе́, Царю́ вѣко́въ.   
           Отличие же от следующей Недели видно из стихиры-славника на стиховне:
          Пра́отцевъ собо́ръ, празднолю́бцы, пріиди́те, псало́мски да восхва́лимъ: Ада́ма пра́отца, Ено́ха, Но́я, Мелхиседе́ка, Авраа́ма, Исаа́ка и Іа́кова; по зако́нѣ Моисе́я и Ааро́на: Іису́са, Саму́ила и Дави́да; съ ни́миже Иса́ію, Іеремíю, Іезекíиля, и Даніи́ла, и двана́десять, ку́пно Илію́, Елиссе́я и вся́; Заха́рію, и Крести́теля, и проповѣ́давшія Христа́ - Жи́знь и Воскресе́ніе ро́да на́шего.
         Немного непонятно звучит стихира-славник на утрене, со словами "иудово племя почтим":
         Пріиди́те вси́, вѣ́рно торжеству́имъ пре́жде зако́на оте́цъ, Авраа́ма и су́щихъ съ ни́мъ, лѣ́тнюю па́мять. Іу́дово пле́мя досто́йно почти́мъ, и́же въ Вавило́нѣ о́троки, угаси́вшія пе́щный пла́мень, я́ко Тро́ицы о́бразъ съ Даніи́ломъ восхва́лимъ, проро́ческая прорече́нія извѣ́стно держа́ще, со Иса́іемъ велегла́сно возопіи́мъ: се́ Дѣ́ва во чре́вѣ пріи́метъ и роди́тъ Сы́на Емману́ила, Иже е́сть съ на́ми Бо́г.
        Объяснение же про "почитание Иудова племени" лежит в сегодняшнем Евангелии, в котором говорится о званных на вечерю (Лк 14, 16-24). Племя Ветхозаветного народа в один голос отказалось приити на зов Спасителя. И вечеря наполнилась иными народами.
         "Ибо много званных, а мало избранных!"

дореволюцiонные тексты, молимся вместе, сіонизмъ, богословіе, месяцесловъ, нравственность

Previous post Next post
Up