Святый Андрей, Первозванный Апостолъ Христовъ, братъ святаго верховнаго Апостола Петра, былъ родомъ изъ города Виѳсаиды . Презирая суету сего міра и предпочитая дѣвство супружеству, онъ не пожелалъ вступать въ бракъ, но, услыша, что святый Предтеча Іоаннъ проповѣдуетъ на Іорданѣ покаяніе, оставилъ все, пошелъ къ нему и сдѣлался его ученикомъ. Когда святый Предтеча, указывая на проходившаго мимо Іисуса Христа, произнесъ: «се Агнецъ Божій» (Іоан. 1, 36) , святый Андрей вмѣстѣ съ другимъ ученикомъ Предтечи, котораго считаютъ за евангелиста Іоанна, оставилъ Крестителя и послѣдовалъ за Христомъ. Онъ нашелъ брата своего Симона (Петра) и сказалъ ему: «Мы нашли Мессію, именуемаго Христа», и привелъ его къ Іисусу (Іоан. 1, 41-42).
Послѣ сего, когда онъ ловилъ, вмѣстѣ съ Петромъ, рыбу на берегу Галилейскаго моря и Іисусъ воззвалъ къ нимъ, говоря: «идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ» (Матѳ. 4, 19), - тогда Андрей, тотчасъ оставивъ, по зову Господню, сѣти, пошелъ, вмѣстѣ съ своимъ братомъ Петромъ, за Христомъ (Матѳ. 4, 20). Андрей былъ названъ Первозваннымъ, потому что прежде всѣхъ Апостоловъ сдѣлался послѣдователемъ и ученикомъ Іисуса Христа.
Когда же, послѣ вольныхъ страданій Господа, по воскресеніи Его, святый Андрей принялъ, какъ и прочіе Апостолы, Духа Святаго, сшедшаго на него въ видѣ огненнаго языка (Дѣян. 2, 3), и когда были раздѣляемы страны, ему достались по жребію страны Виѳинійскія и Пропонтидскія, съ Халкидономъ и Византіею, Ѳракіею и Македоніей, простирающіяся до самаго Чернаго моря и Дуная, а также - Ѳессалія, Еллада, Ахаія, Аминтинъ, Трапезунтъ, Ираклія и Амастрида.
Святый Андрей прошелъ эти города и страны, проповѣдуя Христову вѣру, и въ каждомъ городѣ принялъ много скорбей и страданій; подкрѣпляемый всесильной помощію Божіей, онъ терпѣлъ всѣ бѣдствія за Христа съ услажденіемъ. Болѣе всего онъ претерпѣлъ мученій въ городѣ, называемомъ Синопъ: здѣсь его бросали на землю и, взявъ за руки и ноги, таскали, били полѣньями, бросали въ него камнями, вырывали у него пальцы и зубы; но онъ, благодатію своего Спасителя и Учителя, снова оказался здоровымъ и цѣлымъ отъ ранъ.
Отправившись оттуда, онъ проходилъ иныя страны: Неокесарію, Самосаты, Аланы, страны Абасковъ, Зиговъ, Босфориновъ. Потомъ онъ отплылъ во Ѳракійскій городъ Византію, гдѣ онъ первый проповѣдалъ Христа, и, научивъ многихъ, поставилъ пресвитеровъ Церкви; во епископа Византіи онъ рукоположилъ Стахія, о которомъ святый апостолъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. 16, 9). Самъ же онъ, подъемля въ благовѣствованіи Христовомъ апостольскіе болѣзни и труды, обходилъ Понтъ, побережье Чернаго моря, Скиѳію и Херсонитовъ. По промышленію Божію, онъ дошелъ до рѣки Днѣпра, въ Россійской странѣ, и, приставъ къ Кіевскимъ горамъ, остановился на ночлегъ. Вставъ поутру отъ сна, онъ сказалъ бывшимъ при немъ ученикамъ:
- «Вѣрьте мнѣ, что на этихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія; великій городъ будетъ здѣсь, и Господь воздвигнетъ тамъ много церквей и просвѣтитъ святымъ крещеніемъ всю Россійскую землю».
Взойдя на горы, святый благословилъ ихъ и водрузилъ крестъ, предвозвѣщая принятіе народомъ, обитавшимъ здѣсь, вѣры отъ своей Апостольской каѳедры, основанной въ Византіи. Пройдя и выше лежавшіе россійскіе города, - гдѣ расположенъ нынѣ великій Новгородъ, - посѣтивъ еще и Римъ, онъ возвратился въ греческую страну Эпиръ, и снова пришелъ во Ѳракію, утверждая христіанъ и поставляя имъ епископовъ и наставниковъ. Пройдя многія страны, онъ достигъ Пелопонеса и, войдя въ Ахайскій городъ, по имени Патры, остановился у одного почетнаго мужа, по имени Сосія; онъ возставилъ его съ одра болѣзни и послѣ того обратилъ ко Христу весь этотъ городъ Патры.
Въ то же время увѣровала во Христа и жена мѣстнаго правителя Егеата Антипата, по имени Максимилла, освободившись отъ тяжелыхъ оковъ недуга и получивъ скорое исцѣленіе. И мудрый Стратоклій, братъ Антипатовъ и многіе иные, одержимые различными недугами, выздоровѣли чрезъ возложеніе рукъ Апостола. Тогда Егеатъ Антипатъ пришелъ въ бѣшенство, и, схвативъ святаго Апостола, пригвоздилъ его ко кресту...
Click to view