Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный (да и то не всегда), а если в иной день бывает литургия, - нет.
Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Св. Таин; а ныне редко и редко, где так причащаются.
Но это я говорю об очищающих и душу и тело, а не то, чтобы причащаться, как случится, просто и без испытания себя.
Ибо и Апостол говорит: «да искушает... человек себе... достоин ли он, тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд» (1Кор.11:28-29) и великое мучение готовит душе своей.
Святое причащение есть хлеб животный. Хлеб этот дает вечную жизнь; и блажен тот, кто вкушает его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобесия, или сребролюбия, или малакии и всякой иной нечистоты.
Послушай, что говорит Христос: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже дам Аз, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира». И еще говорит: «ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:51, 56). [Однако не будем забывать случай с иудой!]
Видите, братия, несказанное и бесконечное дарование, что Христос не только умер за нас, но и дал нам тело и кровь Свою в пищу и питие. Какое иное большее сего знамение крепкой любви, которую имеет Бог к нам, и что более спасительно для души?
За трапезою повседневною нет никого, кто бы не вкушал; а если бы кому возбранили, весьма бы оскорбился. А об этой страшной трапезе, которая есть не простой и обыкновенный хлеб, но хлеб животный, и чаша не простая, но чаша бессмертия, можно ли думать, что не столько же необходимо причащаться ее? О, как это было бы неразумно! Но если так было доселе, то отныне впредь исправим себя, познав величие дара и благодати, и очищаясь сколько наших сил, и таким образом причащаясь пречистых Таин во здравии души и тела.
_______________________________________
Поучение 61. В среду пятой недели. О том, чтобы не предаваться лености во время приготовления к причащению Пречистых Таин. П.С. Сейчас богословами активно обсуждается вопрос, насколько часто надо причащаться. Сегодняшнее поучение Святого Феодора приводят как аргумент в пользу частого Причащения. Но таковые забывают самый главный момент в этом тексте. Нельзя причащаться без приготовления, «как случится». Ядый бо и пияй недостойне, суд и великое мучение готовит душе своей!
Поэтому частое Причащение, о котором говорит Стутит, предназначено исключительно для совершенных монахов, ежечасно очищающих свою и душу и тело!