Православные верующие Крыма задумались: а в чьи храмы ходить теперь будем - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) или Русской Православной Церкви (РПЦ)? Как скоро будет ли дан ответ на этот вопрос? Об этом и другом «Навигатору» рассказал киевский публицист
t-34-111, специализирующийся на религиозных вопросах.
«Навигатор»: Получается, УПЦ признает власть, которая не признает русским Крым. И что в таком случае делать РПЦ, которая в своем «чистом виде должна действовать в границах РФ (а значит и в Крыму), и УПЦ, которая обязана действовать в границах Украины (а значит - в том же Крыму).
Дмитрий Скворцов: : Радикальный способ, он же универсальный - разом снимающий кучу известных нам болячек внутри УПЦ, дискредитирующих церковь - ликвидировать УПЦ как структуру, а вернуться к статусу епархий в составе Русской Церкви. УПЦ была искусственно создана по шантажу Филарета (тогда еще митрополита Киевского) под его амбиции (на выборах в Московские Патриархи он пролетел, а предстоятелем называться хотелось). Верующие же и духовенство никогда не отделяли себя от единоверцев в РФ, Белоруссии, Казахстане, Молдавии. Филарет уже подвергнут анафеме, а его дело живет и работает на благо его преемников. Но в силу того, что последние обрели достаточный вес благодаря поддержке украинской власти, разрубить гордиев узел в ближайшее время не удастся. Хотя… Кто еще осенью гадал, что весной Севастополь вновь станет российским?
Впрочем, уже сейчас можно начинать с малого. Православный люд вполне может обратиться к руководству УПЦ с убедительной просьбой убрать с Симферопольской кафедры митрополита Лазаря. Его в начале 90-х верующие в буквальном смысле выгнали с Одесской кафедры - как единственного епископа, открыто выступившего тогда на стороне уже наметившего раскол Филарета.
Но преемник Филарета Владимир Сабодан сам оказался автокефалистом (т.е. сторонником отрыва УПЦ от Московского Патриархата). Поэтому «сослал» единомышленника Лазаря на Крымскую кафедру. Известны случаи снятия русских священников с приходов. Их заменяли земляки Лазаря из Тернопольской области.
«Навигатор»: Думаете, подобная просьба может быть услышана сегодня руководством УПЦ?
Дмитрий Скворцов: Вот если не услышат, это и даст верующим Тавриды все основания для того чтобы констатировать: нас УПЦ не слышит. Следовательно, имеются основание проситься под непосредственный омофор Великого отца и господина Патриарха Московского (как он и сейчас поминается на литургии в Таврических храмах) И тогда, идя навстречу пожеланиям молящихся…
«Навигатор»: А если Патриархия не прислушается к гласу верных, дабы не идти на конфронтацию с киевской митрополией?
Дмитрий Скворцов: «Стучите и вам откроют». Нужны массовые и организованные обращения православных братств, приходов. Москва должна знать, что ее просят.
Но и православным следует помнить, что главное для них - спасение души, а в УПЦ МП пока для этого всё есть. Однако нужно осознавать: пока Симферопольская, Джанкойская и Феодосийская епархии подчиняются духовным властям, признающим киевское правительство, Таврида вернулась в Россию не вся. Главная ее часть - еще на Украине.
«Навигатор»: Почему главная?
Дмитрий Скворцов: Ну как? Мы же все годы украинской самостийности, годы торжествующей русофобии, говорили, что Русская Церковь остается единственной скрепой, хоть как-то сохраняющей общность, которую Патриарх называет Русским миром. И если эта «скрепа» в Тавриде будет оставаться не вполне русской, то и сам полуостров будет оставаться в некоторой степени украинским. А значит - учитывая, что украинство создавалось как средство раскола Руси - антирусской.
«Навигатор»: Но ведь возвращение к статусу экзархата может спровоцировать новый раскол - среди верующих УПЦ МП. Например, вряд ли такие нововведения будут приветствоваться прихожанами на Западной Украине.
Дмитрий Скворцов: Там в состава МП остались самые стойкие. Националисты еще с начала 90-х - в УГКЦ. Но речь о немедленном упразднении УПЦ не идет. Для этого нужна долгая пояснительная работа либо исторический момент. Нечто катастрофическое - как с Крымом.
Московская патриархия не пойдет на односторонние действия без согласия на то Киевской митрополии (если только последняя последняя не решит уйти из канонического поля). Москва должна дорожить единством Церкви, которое превыше подчиненности Крыма УПЦ или РПЦ.
«Навигатор»: Как вы оцениваете позицию руководства УПЦ МП во время революционных событий в Киеве?
Дмитрий Скворцов: Если говорить о наиболее авторитетных на сегодня архиереях УПЦ МП и проповедниках, то они стали не просто на сторону закона, а на сторону избиваемых и, даже убиваемых боевиками представителей закона.
Что касается предстоятеля УПЦ, то о его позиции можно судить по выступлениям записных спикеров т.н. «команды митрополита Владимира».
Показательно первое вече на Майдане, которое произошло после потери Тавриды, хотя, конечно, официально называлось «вече солидарности с оккупированными крымчанами», или что-то вроде того.
Мало того, что представители руководства УПЦ МП во главе с пресс-секретарем Георгием вообще пошли на совместное выступление с еретиками и раскольниками, каковыми являются филаретовцы, униаты и разного рода сектанты, но и позволили унижать там собственного предстоятеля. После заявления отлученного от Церкви Филарета «На Украину совершена агрессия со стороны России, но к этой агрессии причастна также и Русская Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом» и ответного «Позор! Позор!! Позор!!!» от Майдана, эти православные священники не только не покинули данное собрание в знак протеста, но, наоборот, начали оправдываться - наш митрополит киевский Владимир совсем не такой, как Кирилл. Он настоящий украинец, любит Шевченко и вышиванки.
И, похоже, шевченки с вышиванками все более вытесняют из УПЦ Христа.
Навигатор