II-й в. носит на себе, особенно в первой своей половине, в эпохе мужей апостольских, особую печать, сближающую его несколько с веком апостольским. Не могло и богослужение этого века не иметь особого характера. Для богослужения это был переход от апостольской свободы и первообразования к тем твердым номам и устойчивым чинам, какие нам дает уже во множестве III в., особенно в своих канонических памятниках.
Но едва не самым важным литургическим памятником этой эпохи является «Учение 12 апостолов» (Διδαχὴ τῶν δώδεκα ἀποστόλων). Открытие этого памятника митрополитом Никомидийским Филофеем Вриеннием в 1875 г. в библиотеке иерусалимского подворья в Константинополе и издание им его в 1883 г. создало эпоху в изучении древнейшей истории христианства.
Следы знакомства с этим памятником есть у Климента Ал. († 217 г.)
[1]. Евсевий Кесарийский относит его к числу спорных и подложных книг Нового Завета
[2], а Афанасий Великий к неканоническим, но читаемым, - на ряду с Премудростями, Есфирью, Иудифью, Товитом
[3]. Время написания памятника различные ученые относят к разным годам, начиная от 70 г. до V-VI в.; большинство и наиболее авторитетные учение относят его в 100-135 г. (Funk, Harnack)
[4].
О большой древности памятника говорит существование в его эпоху служений - апостолов, пророков и учителей, и чрезвычайная простота памятника. Этот памятник лежит в основе VII кн. «Апостольских Постановлений».
_______________________________
[1] Клим. Ал. Строматы 1, 20.
[2] Евс. Церк. ист. III, 25.
[3] Афан. В. Празднич. посл. Попов К. Учение 12 ап. 6-8.
[4] Соколов, Агапы 25-26.
См.
«Толковый Типикон» Теперь, собственно, про указания по совершению Таинства Крещения, описанные в этих древних памятниках. Возможно, это поможет пролить свет в споре старообрядцев и новообрядцев о безысключительности полного погружения при совершении этого важнейшего христианского Таинства.
«1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.»
«Учение 12 апостолов», гл. 7 «22. О погружении же, епископ или пресвитер, хотя мы и прежде постановили уже, однако и теперь говорим, чтобы ты крестил так, как постановил нам Господь, говоря: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам", - Отца пославшего, Христа пришедшего, Утешителя свидетельствовавшего. Но прежде помажь святым елеем, потом погрузи в воде, и напоследок запечатлей миром, чтобы помазание было причастием Святого Духа, вода - знаком смерти, а миро - печатью заветов. Если же нет ни елея, ни мvра, достаточно воды и для помазания, и для печати, и для исповедания умершего или соумирающего.»
«Апостольские постановления», кн. 7