Сейчас принято мнение, особенно среди "особо одаренных" архиереев, что монахов нужно в обязательном порядке и непременно помещать в монастыри (как в тюрьмы типа). Киевские, московские, областные (епархиальные) или периферийные. Но обязательно в резервацию и под строгий надзор.
Так ли было изначально? И в этом ли смысл монашеской жизни?
Спросим у Антония Великого, чью память мы сегодня празднуем.
- Даю сии правила, как изречет их Господь устами моими, для тех, кои хотят подклониться под тяжелое иго отшельничества. Должно повиноваться сим заповедям, и кто нарушит хоть одну из них, тот мний наречется в царствии небесном (Мф. 5, 19).
- а) Удаление от мiра и от сожительства с людьми
Кто хочет спастись (в мiроотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил, также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти: ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни.
- Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом.
- Не ходи смотреть, как живут родные твои, и им не позволяй приходить смотреть, как живешь ты, и даже совсем не видайся с ними.
б) Избрание пустынножительства.
- Духовные отцы наши утверждают, что пустынь есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мiрскими, покоящими плоть.
- Кто живет в пустыни и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его.
- Смотри, чтоб не обольстил тебя помысел, внушая, что пустынь есть место прохлаждения.
в) Келейное уединение
- Удалясь от молвы житейской, уединись, и будешь странник. Сидеть в келье будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону.
- Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтобы предаться молитвам своим.
- Когда пойдешь на жатву, не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище.
- Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келье.
г) Келейные занятия и порядки.
- Пребывая в келье своей, держи следующие три занятия: рукоделие, чтение псалмов и молитву.
- Пребывая в келье, вот чем занимайся: чтением писаний, молитвой к Богу и рукоделием.
- Каждый день постись до 9-го часа, исключая субботы и дня Господня. Когда настанет 9-й час, иди в келью свою (внутреннейшую)1, и прежде принятия пищи соверши молитву свою. По вкушении пищи, то читай, то молись попеременно.
д) Молитвословие и коленопреклонение.
- Исполняй молитвы в установленные часы, ни одного не пропуская, чтоб не дать за это ответа.
- Молитву свою ночью совершай, прежде чем пойдешь в церковь2.
- (И всегда) прежде, чем пойдешь в церковь, молись в келье своей.
- (Вообще) прежде и после общей молитвы с братьями, всегда совершай молитву и в келье своей; и никогда не ленись этого делать.
- Почасту преклоняй колена, и не ленись это делать, чтоб не умереть злой смертью.
- Когда молишься, не допускай лености: ибо молитва ленивого - праздные слова.
- Когда молишься и воспоминаешь о Боге, будь как птица, легко и высоко парящая, по обету монашества и значению одежд твоих.
е) Чтение и Богомысленное размышление
- Прилежи чтению писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы).
- Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением писаний и исполнять заповеди, то Божье милосердие пребудет с тобой.
- Размышляй о делах Божиих и не ленись молиться.
- Монах, сидящий в келье своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на разоренный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами, потому что, кто ни вздумает вынести нечистоты из дома своего, туда их относит. (То есть: молчит устами, а умом мечтает, помыслам поблажает и сердцем увлекается, - что все есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый).
ж) Рукоделие и вообще труд.
- Тело надобно порабощать и утомлять долгим трудом.
- Назначь себе умеренный какой-нибудь труд для келейного занятия, - и сердце твое смиренно будет.
- Понуждай себя на труд рукоделия, и вселится в тебя страх Божий.
- Будь прилежен в трудах рукодельнических и низойдет на тебя страх Божий.
- Сидя в келье, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня; или: Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою; или: Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе.
з) Пища.
- Один (и тот же всегда) час установи себе (для принятия пищи, и принимай ее) для подкрепления тела своего, а не для услаждения.
- Употребляй самую простую и дешевую пищу.
- Хлеб твой съедай в безмолвии и с воздержанием, и смотри, чтоб сидение твое (за столом) было скромно.
- Не ешь до сыта.
- Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои.
- В среду и пятницу не разрешай поста.
- Мяса совсем не ешь.
- К месту, где точат вино, не подходи.
- В собрания и угощения (общая трапеза) не спеши.
- Если придешь в какое место, где учреждается общая трапеза3, вкуси и воздай благодарение Богу.
- К трем чашам вина не прибавляй четвертой, разве только по какой-либо великой болезни4.
- Не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагается.
- Если ты молод, не протягивай руки своей прежде других, потому что это не скромно.
и) Сон.
- Спи мало и в меру, и Ангелы посетят тебя.
- Когда здоров, не снимай пояса своего.
- Когда ляжешь спать, не влагай рук твоих внутрь (м.б. за пазуху), чтоб не согрешить и не знаючи.
i) Одежда.
- День и ночь будь в кукуле твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключенник.
- Не надевай одежды, которою мог бы ты величаться и хвалиться.
- Одежды твои береги, чтоб в день суда не оказаться тебе нагим среди сонма других5.
к) Все содержание, которого главная черта - нищета.
- Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего.
- Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым.
- Люби поношение паче почета, утруждение тела паче покоя, и недостаток в вещах (потребных), паче избытка.
л) Церковное Богослужение6.
- Дела церкви (смотрение за церковью и Богослужением) должны быть поверяемы мужу верному и Бога боящемуся.
- Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь.
- Не оставляй Богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть.
- В церкви отнюдь не говори.
- Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (т.е. чтоб в душе не было шума и толкотни многопомышлений).
- В церкви не хорони мертвеца своего (т.е. не занимайся тем, как устроить свои житейские дела).
м) Соотношения:
аа) Первое и главное, - к авве, к отцу духовному, к старцам и вообще к преуспевшим.
- Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря7.
- Пред аввою твоим и высшими себя не размножай слов.
- То твердо держи всегда в сердце своем, чтоб слушаться отца своего, и вселится в тебя страх Божий.
- Совершенство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности - служит и повинуется.
- Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд.
- Со смирением и плачем проси отца своего, чтоб он наставил тебя в том, чего еще не знаешь, и не будешь постыжен.
- Помни всегда того, кто напаяет тебя добрым учением, и от него старайся вызнать животворные заповеди, - и благоуспешную проведешь жизнь по воле Господа, как написано у блаженного Апостола Павла: в сих поучайся, в сих прeбывай: да преспеяние твое явлено будет во всех (1 Тим. 4, 15).
- Если ты искренно подклонил выю свою под иго послушания, внимательно выслушивай, что говорится тебе, и потом добросовестно исполняй то по всей силе заповедания.
- Не скрывай от отца своего греха, сделанного тобой.
- Добрым нравам каждодневно учись у старших своих.
- Отцов своих духовных люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе ради Бога.
- Так живи, чтоб отцы монастыря, родившие тебя духовно, порадовались славе твоей в сонме святых.
- Всячески заботься о том, чтоб благословение старцев монастыря почивало на тебе.
- Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою.
- Не всем открывай помыслы свои, чтоб не быть в соблазн брату своему.
- Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками.
бб) Взаимное - всех ко всем.
- Старайся достигнуть того, чтоб все люди благословляли тебя.
- Попечалься с братом твоим, и покажи ему доброе участие.
- Если какой брат усердно попросит тебя помочь ему, работай с ним весь тот день.
- Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся, потому что мiр полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу, ибо люди все вдались в лукавство. исключая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей.
вв) Старших к другим.
- Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и наставляй тех, коих ради хулится имя Господа: и как они мертвые и отсечены от живого Господа, постарайся, чтоб они отстали от своих мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу.
- Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно, потому что с тебя взыщется осуждение их (если т.е. они окажутся достойными осуждения на страшном суде).
- Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут ни был, и отлучай словами истины.
- Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы, - смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих.
- Не отвергай того, кто ищет веры во Христа.
- Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому.
- Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом.
- Величайшее из всех безобразий безобразие есть - заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
гг) К больным.
- Вставая утром каждый день, заботься о больных, какие есть у вас.
- Ходи по больным и их сосуды наполняй водой.
- Все, что можешь, все лишнее раздавай больным монастыря.
- Если авва твой приставит тебя служить больным, служи им от всего сердца твоего, чтоб двоякую получить награду от Бога, т.е. за послушание, с любовью исполненное.
дд) К странникам.
- Если придет к тебе брат какой, хоть не во время, прими его с радостью, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел.
- Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью.
- Лицо твое всегда должно быть печально, разве когда к тебе придут братья-странники: тогда прими вид радостный.
н) Взаимное обращение.
- Будь скромен во всех своих действиях.
- Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братьями, слова твои да будут безыскуственны.
- С отроком и юношей не заводи речи, тем более не своди дружбы, и в сожительство таких не принимай чтоб не дать места диаволу.
- С отроком совсем не говори, ибо иначе он будет тебе в преткновение.
- Не бери за руку подле тебя стоящего брата и не касайся ланит его, старше ли он, или моложе тебя.
- Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета.
- Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было.
о) Собеседование и вообще употребление языка.
- Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келье), разве только для молитв, уставом положенных.
- Бегай брани языка (обуздывай язык).
- Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий.
- Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода.
- Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому.
- Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келью свою.
- Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимого, управления и обуздания языка.
- Когда сидишь среди братий, не слишком много говори, и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением.
- Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни, что от слов и слава и унижение.
- Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их.
- Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы.
- Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий.
- Уста твои должны говорить всегда одну истину.
- Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага.
- Не спрашивай о делах злых, но дальше от них держи внимание свое.
- Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не почерпнула им зла душа твоя.
- Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мiра сего.
- Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей.
- Не кричи и не говори громко и скоро, ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (Слич. Еккл. 10, 14).
- Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание).
- Не божись совсем, - ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле.
п) На случай отлучек.
- Если необходимость заставит идти в город, - не ходи один.
- Когда идешь за водой, или путешествие совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй.
- Когда совершаешь путешествие с братьями, отдаляйся от них немного, чтоб сохранить молчание.
- Идя дорогой, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом. Потом, где бы тебе ни пришлось быть, с жителями места того не братайся.
- В толпу людей мiрских не вмешивайся, но и фарисею не подражай, который делал все напоказ.
- Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтоб она вошла в твое жилище (комнату), потому что вслед за ней идет буря помыслов.
- С женщиной не ешь вместе, и с отроком не входи в содружество никогда.
- Когда придется где ночевать, смотри, не покрывайся одной и той же одеждой с другим кем.
- Не ложись на одной рогоже с тем, кто моложе тебя.
- Двое вместе не спите на одной рогоже, разве крайняя заставит нужда. Хотя бы то был отец или брат, и это допускай с великим страхом.
- В гостиницах монастырских не засиживайся.
Читать полностью
здесь.