Опыты богослужения по царскому чину

Jan 09, 2012 23:39


    Отец Роман Зеленский, известный российский исследователь царских богослужебных чинов, рассматривая чин Божественной литургии Иоанна Златоустого времен императора Николая Александровича (издания 1901года), обращает внимание читателя на следующие моменты. Попробуем рассмотреть его мнение несколько критично, оставив, конечно, саму идею использования царских чинов в современной практической литургике.  
    Итак, читаем у отца Романа следующее  (ссылка на полный текст). "На проскомидии вынимается ОСОБАЯ ЧАСТИЦА за ИМПЕРАТОРА."  При этом вместо имени Императора для современной практики использования царского чина отцом Романом и его сторонниками рекомендуется весьма интересная формула: "имя его (будущего царя) Господи веси".  

Когда же вынималась частица за Императора, то звучала такая молитва: «Помяни Господи, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея России <...> и весь Царствующий Дом.»  На сегодняшний момент времени вместо имени и отчества нашего Государя следует вставлять ЕГО ЖЕ ИМЯ, ГОСПОДИ, ТЫ ВЕСИ. Когда же Господь явит нам Царя, то нужда в этой вставке сама по себе отпадет.
      Вроде логично, однако, такая постановка вопроса на практике вызывает немало нареканий. При чем, возможно, весьма справедливых. Дело в том, что частицы на проскомидии вынимаются за реальных людей. То есть имеющих реальный титул и реальное имя. "Будущего", "грядущего", "победителя" и прочее, предлагаемое нашими замечательными патриотами, может быть расценено как предвосхищение воли Божией. Ибо только в компетенции Всевышнего находится будущее.  То, что "Имя его Господи веси (по современному - знаешь)" конечно же так. "Господь вся веси", на то он и Господь. И в том, что царь на Руси будет,  не сомневается никто, из нормальных людей, конечно. Но спекулировать на этом, хорошо ли? 
 
     Еще один момент. Наличие Императора в идеале (хотя и необязательно) предполагает  факт совершения таинства миропомазания при вступлении Его Величества на царство. В данное время человека, над которым было совершено такое таинство нет, и быть не может. Понятно почему. Во-первых, не ясно кого вообще можно помазывать, ибо среди людей, имеющих отношение к   роду Романовых, коему мы клялись в верности до Второго Пришествия Христова, полнейшая неясность. А то и вовсе конкретное самозванство, как, например, дело обстоит с Марией Владимировной и ее Жориком. А во-вторых, кому помазывать? 
     Да, есть пророчества авторитетных старцев о будущем царе. Скорее всего, он будет по материнской линии из богоизбранного дома Романовых. Несомненно, что есть и  механизмы определения престолонаследования в сложных исторических реалиях. Но  является ли это предпосылкой для поминания будущего Государя как реального человека?!

Поэтому, на мой взгляд, из царского варианта нужно просто опустить то, чего  на сегодняшний момент просто нет, и оставить то, что несомненно есть. Государя и Самодержца - к сожалению нет. Престолонаследник, который угоден Богу, конечно же, где-то есть. Имя его сейчас пока не актуально, но Господь "вся веси", и конечно же "веси своих!". Не зря ведь старец Григорий Ефимович молился: "Боже, храни своих!".  Не факт, что я прав, но надо пробовать разные варианты.
    Читаем далее. На Мирной ектенье звучали следующие прошения:
    «О Святейшем Правительствующем Синоде, (и о митрополите нашем имярек, егоже область), честнейшем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях, Господу помолимся"
   Тут пусть наш дорогой отец Роман  не морочит нам голову, ибо синодальный период был временным явлением в истории русской церкви. При чем, по мнению некоторых авторитетных людей, весьма не самым лучшим. В любом случае непоминовение святейшего патриарха есть каноническое нарушение, и попадает под нарушение  правила "о первом в народе епископе", которого нужно знать и чтить. Так что современную форму прошения за патриарха и епископов нужно вообще оставить в покое. А то ведь в народе могут истолковать как зависть!!
     «О Благочестивейшем, Самодержавнейшем,Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: и о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, Господу помолимся»

     Супруги, матери и прочие члены семьи... Тут с самим царем непонятки, а мы про супругу!
    «... и о всем Царствующем Доме: о всей палате и воинстве их, Господу помолимся».
     Не будет, мне думается, греха молится о всем царствующем доме, это уж точно! Ну и, конечно, я с отцом Романом тут полностью согласен, «О пособити и покорити под нозе их всякого врага и супостата...»
     Победа вещь всегда актуальная. И на войне внешней, и на войне этнической, которая, к сожалению, нас никогда не оставляет.

"На этнической войне пушки не стреляют,
     На этнической войне враг внутри страны..."
                                                 (Г. Пономарев)

image Click to view

image Click to view

дореволюцiонные тексты, новости и аналитика, исторія, патріотизмъ, богословіе, царь грядетъ, распутинъ, война противъ насъ, вотъ такъ и живёмъ

Previous post Next post
Up