Издание третье. Исправленное и дополненное.Все изображения символики различных организаций и структур Германии и союзных ей государств периода 1933-1945 гг. на моей странице приведены исключительно в историко-ознакомительных целях и не являются аспектами политической пропаганды и агитации. Если Вам, по какой-то причине, неприятны такие материалы, просьба отказаться от просмотра данных фотографий и материалов.
К Кякисалми, или как он назывался в СССР - Кексгольму, финские войска подошли во второй половине августа 1941 года. Город они застали сожженным, а аэродромные постройки взорванными.
Kasarmirakennus. Здание казармы. Käkisalmi 1941.08.22. Судя по аэрофотосъемке, казарма в этом месте была повреждена еще во время налетов 1939-1940 годов.
В советское время уничтожение города объясняли финскими бомбардировками и обстрелами.
Kasarmirakennus. Здание казармы. Käkisalmi 1941.08.22 Судя по аэрофотосъемке, казарма в этом месте была повреждена еще во время налетов 1939-1940 годов.
Эскиз здания казармы. Красным обозначены разрушенная часть здания представленная на фото выше.
Однако по сообщениям разведотдела штаба Северного (Ленинградского) фронта, город пострадал вовсе не от финской авиации, поскольку она наносила удары, не по самому городу, а по тем местам на Ладожском побережье, откуда осуществлялась эвакуация людей и имущества. Разведчики доносили: "При отходе наших частей все объекты, имеющие военное значение, были уничтожены или повреждены"
Здание казармы. Судя по столам, в этом помещении располагалась столовая.
"Ясное небо. Никакой стрельбы. Обезлюдевшие городские улицы. Дома с открытыми дверьми. На тротуаре и проезжей части в беспорядке побросаны вещи, какие валенки, совсем новая стиральная доска... В стороне нефтебазы поднялся черный клубящийся столб дыма и, быстро увеличиваясь, затянул небо над Ладогой. С аэродрома взлетел "Дуглас". Там стали грохотать взрывы..." - Так описывается 20 августа 1941 года в книге "Парнишка из горящего Кексгольма"
Парадный фасад казармы.
Помните курсантов возле казармы? Это то же самое здание. Это то же самое место.
Здание казармы со стороны главного фасада с разрушенной Г-образной частью
Эскиз здания казармы с парадного входа. Красным обозначена разрушенная часть в соответствии с фото выше.
Сейчас все что осталось от казармы - это заросшие кустарником глыбы бетона.
Руины казармы в наши дни
Руины казармы в наши дни
Руины казармы в наши дни
Руины казармы в наши дни.
Руины казармы в наши дни.
Руины казармы в наши дни
Руины казармы в наши дни. Видна площадка с кран-балкой где когда то находился самолетный ангар.
Руины казармы. Вид с заднего фасада. Видно фундамент заднего крыльца.
Эскиз заднего фасада казармы. Красным выделена зона изображенная на фото выше.
Позднее Райнио, который командовал войсками освобождавшими город, вспоминал, как "отступая из города, противник оставил в нем группу из восьми человек и они ездили по улицам, забрасывая бутылки с бензином в сухие деревянные дома, и таким образом подожгли практически весь город".
Советские саперы не обошли вниманием и здание штаба. Взрывчатки на него не пожалели.
Здание штаба в августе 1941 года
Руины здания штаба в настоящее время. Видно часть парадного крыльца.
Если с главного фасада здание не выглядело сильно пострадавшим, то при взгляде с других сторон становилось ясно что восстановлению постройка не подлежит.
Здание штаба в августе 1941 года. Вид сзади.
Здание штаба в августе 1941 года. Вид сзади.
Здание штаба в августе 1941 года. Вид сбоку. На заднем плане видно здание взорванной казармы.
Сейчас мало что осталось от былого великолепия.
Руины штабного здания в наши дни.
Руины штабного здания в наши дни.
Руины штабного здания в наши дни.
Руины штабного здания в наши дни.
Прямо на летном поле были обустроены капониры-укрытия для самолетов. Их видно на аэрофотосъемке. И дорога вдоль которой они были сооружены сохранилась. Но следов самих капониров я не нашел. Возможно не заметил, возможно они были убраны при финнах, а возможно они были убраны после войны, так как для гражданской авиации капониры были не нужны.
Вид на летное поле с капонирами для самолетов.
Капонир - укрытие для самолета.
Так же в наследство финнам досталось много пропагандисткой литературы.
Советские листовки на финском языке.
Руины ангара. На сегодняшний день от него осталась только кран балка и бетонная площадка.
Руины ангара в августе 1941 года
Руины ангара в августе 1941 года
Место где был ангар несколько лет назад.
Руины ангара в августе 1941 года.
Вид на место где стоял ангар в наши дни.
А вот так эта штука применялась. Здесь приведено фото с другого аэродрома, расположенного в Выборгском заливе. В отличие от аэродрома Кякисалми, где кран-балка стояла внутри ангара, на Туркинсаари она стояла снаружи. Возможно, это связано с тем что аэродром Туркинсаари обслуживал гидросамолеты.
Ремонт гидросамолета на аэродроме Туркинсаари.
Ремонт гидросамолета на аэродроме Туркинсаари.
Надо сказать что гидросамолеты были и в Кякисалми.
Гидросамолет пролетает над парком, вдоль Питкякату, в сторону Вокзала.
Располагался он почти напротив вокзала.
Самолеты германских ВВС на гидроаэродроме Кякисалми.
Если стоять на платформе в ожидании электрички то можно даже увидеть эти заросли в которых стояли когда то гидросамолеты.
Гидроаэродром в наши дни.
Стоит отметить качество постройки мостков. Тут тебе и мостик. Возможно для пропуска лодок. Тут тебе и свет. И ограждение что бы на лодке в мостки не врезаться.
Гидросамолеты на гидроаэродроме.
Бывали на аэродроме Кякисалми и немецкие самолеты. В том числе пассажирские.
Истребитель BF-109 германских ВВС над городом Кякисалми.
Финский солдат на конной косилке выкашивает взлетное поле. На заднем плане Junkers Ju.52/3m на аэродроме Кякисалми.
Финский солдат на конной косилке выкашивает взлетное поле. На заднем плане Junkers Ju.52/3m на аэродроме Кякисалми.
Аэродром Кякисалми. Так как ангар уничтожен, то ремонт приходилось проводить прямо на улице. На заднем плане Junkers Ju.52/3m.
Финские солдаты позируют на фоне Junkers Ju.52/3m на аэродроме Кякисалми.
Junkers Ju.52/3m на аэродроме Кякисалми.
Junkers Ju.52/3m в небе над аэродромом Кякисалми.
В 44 году финские жители города и войска ушли за новую границу. А у аэродрома началась новая жизнь. Старожилы рассказывают что после войны с аэродрома летали самолеты Ан-2 в Ленинград, в аэропорт Ржевка. В 1970 году с аэродромом г Приозерска была связана "детективная" история - так называемое Ленинградское самолетное дело. Это события, связанные с попыткой захвата пассажирского самолёта группой советских граждан-сионистов 15 июня 1970 года с целью эмигрировать из СССР. По плану решено было под видом пассажиров прибыть в небольшой город Приозерск Ленинградской области, где захватить прибывший с ленинградского аэродрома «Смольное» самолёт Ан-2 рейса № 179 «Ленинград - Приозерск». Экипаж в составе двух человек решили отстранить от управления, связать и, сунув в рот кляпы, выгрузить из самолёта. Затем управление самолётом должен был взять Марк Дымшиц. Предполагалось на малой высоте перелететь советско-финскую границу и приземлиться в городе Буден (Швеция), где сдаться властям. Четверо - Сильва Залмансон, Борис Пэнсон, Арье и Мэри Ханох - должны были вечером 14 июня выехать из Ленинграда и прибыть на промежуточный аэродром в Приозерск. Остальные двенадцать должны были в качестве пассажиров сесть на рейс № 179 на аэродроме «Смольное».... 15 июня 1970 года на аэродроме «Смольное» у трапа самолёта и в лесу около Приозерска участники акции были арестованы. Сразу после арестов были проведены первые допросы. Анатолий Альтман писал: «Везут недалеко, в какие-то бараки, где располагают по одному в комнате. Возле каждого его „попечители“. Вижу в комнате напротив Эдика, улыбается своей невозмутимой и лукавой улыбкой, как будто как он всё задумал, так и получилось, вопреки всем враждебным проискам. Потом, из протоколов, узнаю, что уже на территории аэродрома были проведены первые допросы.» В тот же день, 15 июня, были арестованы Бутман и другие ленинградские сионисты. Все они были осуждены на различные сроки по статье за измену родине.
А вскоре прекратили летать самолеты. Говорят что это произошло из-за того что были запущены электрички. Очень бы хотелось бы что бы аэродром ожил, что бы снова звенели поршневые моторы и рвался воздух винтами, что бы колеса снова отталкивались от земли, а крылья упирались в небо.