В прошедшее воскресенье Лёшка ходил на церемонию кремации. Сжигали останки бабушку той семьи, у которой я снимаю домик. Я тоже была приглашена, но за пару дней до этого травмировалась на тренировке и не могла ходить, поэтому мальчик отправился туда один.
Ну не один, конечно. На мероприятии присутствовал весь клан. Человек двести. Лёшка близко дружит с внуком покойной бабушки, поэтому всю церемонию они были вместе.
Тут надо рассказать два момента. Во-первых, бабушка умерла уже три года назад, её похоронили тогда, а теперь выкопали и сожгли. То есть, прощание с покойным происходит в два этапа - первый позволяет проститься и отпустить близкого, а второй, спустя довольно большое время - получить надежду на возвращение его в наш мир.
Говорят, что по всему острове сейчас сжигают умерших какое-то количество лет назад родственников. В нашей семье не меньше восьми человек. То есть каждые выходные в каком-то из домов. Может, какое-то время особенное в году, раз в таких разных странах проходят праздники, связанные со смертью. Может, и впрямь, в это время года грань между мирами становится тоньше.
Во-вторых, надо рассказать про особое отношение балийцев к смерти.
В отличии от от белых людей, для которых после смерти неизвестность, пустота и отчаяние, у балийцев всё чётко и понятно. Они грустят и печалятся только определенное время, что-то около недели, а потом просто отпускают. Они знают, что не останутся одни-одинешеньки , с такими-то огромными семьями! А ещё они точно знают, что, если проведут все ритуалы правильным образом, если на церемонии будут все-все члены клана, то усопший к ним вернётся, снова возродится в клане.
Первая церемония - похороны - про скорбь и прощание. Вторая - кремация - про радость вознесения близкого и скорую радость новой встречи с ним. Нельзя плакать и скорбить, иначе душа почувствует, что ее не хотят отпускать, и не улетит.
И мне кажется, что это умение принимать смерть, переживать её, справляться понятным образом - это то, чего очень не хватает нам, белым человекам.
Нарядные, улыбчивые, они несут саркофаг. С веселой музыкой)
Впереди - мой белый мальчик))
Дукан (священник) в белом проводит ритуалы.
Эта нарядная кострукция совсем скоро будет сожжена.
Это Путу. Наша хозяйка. После того, как не стало свекрови, она главная женщина в доме. Костюм её, как я понимаю, чёрным стал под влиянием европейских мод. Шляп тоже в традиционном костюме нет, но провести половину дня под раскалённым солнцем - то ещё испытание.
А вот у мужчин - традиционные головные уборы.
Все вместе несут саркофаг к месту сожжения.
И небольшое видео того момента, когда они выходили из дома.
Останки символические. Сын умершей сказал, что раньше действительно выкапывали все останки и сжигали. Теперь же они берут немного земли с места захоронения, считая, что эта земля достаточно пропиталась духом бабушки.
Это, как я понимаю, тоже те же символические останки, обёрнутые в белое.
Про все эти ритуальные штуки и подношения, я, к сожалению, ничего рассказать не могу.
Но даров на все праздники очень много.
В платочке - сын умершей. Бородатый - тоже.
Лёшка сказал, что надеялся, что покажут останки. Мальчишки - такие мальчишки))
Жаль, нет фотографий с последней части церемонии, которая была на берегу океана.