замечательная
zhenya_rusnak задала мне много вопросов, на которые не смогла найти ответы.
вопросы касаются организации иллюстраторской работы на удаленной основе.
я ей ответила и подумала, что от таких вещах спрашивают меня много и часто и имеет смысл собрать ответы в одном месте и потихоньку пополнять список.
В городе, котором я живу, иллюстратор никому не нужен, поэтому я и хочу заняться фрилансом, тем более я еще учусь.
Мне интересно очень многое, т.к. я еще сама заказы не брала.
я живу в далеком сибирском городе, поэтому тоже только фриланс
Не знаю с чего лучше начать работу.
начинать, конечно, нужно с сильного цельного портфеля
и, мне кажется, что самое важное в портфеле помимо цельности - работа с разными темами и сюжетами.
тут есть два метода заявить о себе: рисовать и потихоньку везде выставляться или показать себя миру только когда чувствуешь себя зрелой творческой единицей с четким узнаваемым стилем, как сделал, например,
Ив Орлов.
я для себя выбрала первый путь. для меня важно взаимодействие и общение.
я сначала я просто рисовала и выкладывала в жж. и мне через жж предложили первый заказ. в то время я работала в студии, поэтому активно заказы не искала. потом в сообществе ру_иллюстраторс появилось объявление, что нужен гороскоп в журнал, а я как раз нарисовала гороскоп и хотела его пристроить. поехало
потом на
иллюстраторс. ру зарегистрировалась. было даже пару приличных заказов. некоторые, говорят, что с него хорошо работают. а у меня с него уже года полтора ничего не было.
а, может, просто надо чаще там портфель обновлять...
Пока сделала страничку на free-lance.ru. Ты, я так поняла, сейчас основную массу заказов с него и берешь?
Когда подсоберу работы посильнее, надо будет купить аккаунт-про, без него free-lance.ru наверное будет почти бесполезный?
чуть больше года назад Наташа Зеленина притащила меня на
фриланс.ру и подарила мне месяц про, сказала, что без него никак. я там начала раскручиваться и в итоге основной объем заказов у меня оттуда.
там важен про и рейтинг, поскольку самые приличные заказы приходят не с объявлений на главной, а из каталога. то есть клиент сам по портфелю выбирает исполнителей, подходящих под его задачи. то есть, чем выше ты в каталоге, тем больше шансов, что тебя заметят.
сейчас рейтинг пересчитали и он очень зависит от того, сколько денег ты потратил на сайте.
они это объясняют тем, что успешные фрилансеры много вкладывают в свое развитие, поскольку они неплохо зарабатывают
Везде деньги.. Но если зарабатываешь через этот сайт, можно и тратиться на это, или все равно не выгодно?
я трачусь. иначе это не имеет смысла. портфель без про там будет лежать мертвым грузом, не будет никакой отдачи.
Понятно, что выставляем хорошие (да, хорошие, а не все подряд) работы в блогах, людям нравится, они бегут и ставят отзывы. это небольшой вклад в рейтинг, но если их много, то это хорошо
и еще ставить отзывы понравившимся авторам
из отзывов самые весомые - от работодателей
+ здорово помогает проведение сделки без риска, но у меня еще не было ни одной
Думаю что может еще выслать портфолио в какие-нибудь известные студии и агентам? Но не знаю как их найти.
я работаю с двумя агентствами -
illustratorsgallery.biz и brieftouch. но заказов с них немного
а на журналы как вышла? или сами тебя нашли? Мини, космополитен, например
с MINI я работаю через агентство.
а в Cosmopolitan я писала, но мне не ответили и и написали мне сами только после
большой публикации в «Магии COSMO»
Сколько брать за работу?
смотри, вот про суммы я
недавно отвечала Когда ты работаешь, ты составляешь договор?
обычно нет. его предлагает клиент, если много и часто работает с фрилансерами и ему надо правильно отчитаться а эти деньги.
за всю мою практику я лисно подписывала договор раза три или четыре
Кто первый его предлагает - ты или заказчик?
заказчик, конечно
всегда ли стоит заключать договор?
я смысла особого не вижу.
я работаю по схеме 50% передоплаты, выполнение всех работ, когда утверждают иллюстрации, высылают оставшиеся деньги и только после этого отдаем исходники.
такой метод позволяет избежать проблем. главное - не отдавать исходников до полной оплаты.
если начинают давить на то, что они не могут кому попало доверять, говорю, что у меня большой портфель и куча выполненных проектов. и ни одного отрицательного отзыва.
Зависит ли цена от сложности иллюстрации? Как это посчитать?
у меня есть шпаргалка от одной моей подруги.
процитирую тебе ее.
я вообще сейчас от размера не отталкиваюсь.
мне что на а5 рисовать, что на а1... я больше смотрю по содержанию.
а вот так чтобы по размерам на полосу или нет, я не оцениваю больше. это скорее заказчику не выгодно покупать иллюстрацию на четверть полосы чем на всю, но это же по сути не мои проблемы, выгодно ему или нет.
возможно, придется за архитектуру в зависимости от точности прорисовки прибавить - если архитектура предполагается там просто узнаваемым силуэтом, и пару тройку намеков уточняющих, то наценки не будет, а если более детально и узнаваемо, то, еще порядка +20%
про наценку за доп. персонажей:
если это что-то такое простое то по 100 - 200 (всякие мишки, зайки, и т.д.) а если полноценный характерный главный персонаж то 200 - 300. я просто цену вилкой говорю, потому что оставляю себе простор на нравится/не нравится это рисовать, возникают ли сразу мысли и образы, или нет
Видела что на free-lance.ru ставят цены за час и месяц, но как заказчик может знать сколько дейсвительно потрачено часов? Ты когда-нибудь так работала, зп почасовую оплату? (я имею ввиду именно дома)
нет, для меня самой это загадка.
надо у
smileysunday спросить об этом.
Сколько времени дают заказчики на выполнение одной иллюстрации?
а по-разному.
обычно, если работа не срочная к-какому-то обязательному сроку, я назначаю сроки, умножая на два то время, которое мне требуется, чтобы не рисковать и сделать точно вовремя.
если делаю раньше, не показываю. по крайней мере, не очень заранее.
И сколько времени на это обычно тратишь ты?
я рисую за вечер простую картинку вроде гороскопа.
но я рисую очень мало по часам, поскольку у меня сын маленький.
еще я отвлекаюсь на всякую фигню, вроде френдленты))
какие у тебя этапы работы? (может не все сейчас перечислю, посмотри, напиши как у тебя).
Оговаривается то, что должно быть изображено, потом ты делаешь эскизы
Сколько эскизов к одной иллюстрации?
На чем делаешь эскизы, в фотошопе?
На каком этапе их показываешь заказчику, с четким контуром?
начнем с того, что я принципиально не показываю эскизы.
вот здесь есть об этом почитать.
но это не говорит о том, что вам их не надо показывать.
вот, посмотрите,
у Ланитты какие чудесные эскизы - они очень точно расскажут клиенту о конечном результате.
поэтому я предпочитаю устно всё заранее оговорить и нарисовать от начала и до конца.
Показываешь заказчику, он их утверждает или нет, если утвердил, начинаешь делать в цвете (сколько цветовых вариантов делаешь?)
соответственно, никаких вариантов по цвету, иначе бы я убивала на это вагон времени.
если им не нравится цвет, я его перекрашиваю (например, так
http://varka.livejournal.com/110187.html)
но делать это заранее - боже упаси!
главное правило и в количестве эскизов и количестве раскрасок и в том времени, которую ты тратишь на работу:
если ты делаешь всё слишком быстро, легко и помногу, клиент будет думать, что тебе это ничего не стоит - придумывать и рисовать еще и еще.
поэтому (если его не поджимают сроки) он будет мусолить тебя до бесконечности.
надо себя ставить как художника, а не как девочку-студентку и преподносить всё, как произведение творческой мысли.
клиенты почему-то очень любят таких авторов и относятся к ним с большим уважением.
если не утверждает, сколько делаешь дополнительных эскизов и берешь ли за них дополнительную плату?
раза два или три у меня было такое, что картинка сразу просто не понравилась клиенту.
то есть я просто не попала в его желания.
я просто нарисовала новые картинки после обсуждения.
и их сразу приняли.
а еще недавно было такое, что я отправила работу, но была не очень довольна собой.
ночью я поняла, как поправить и стала переделывать.
в это время пришел ответ, что клиента устраивает, но я всё же дорисовала и отправила новую версию.
клиент выбрал новую))
Как со срочной работой?
Часто ли бывает? Как оплачивается, двойным тарифом?
я стараюсь не браться за срочные заказы с незнакомыми клиентами - себе дороже выйдет.
как правило, в спешке трудно сделать что-то очень хорошо, а виноват всегда оказывается исполнитель.
про деньги: если срочно то +20% в среднем, и еще если есть другие заказы то небольшая наценка в зависимости от того, на сколько придется потеснить другой заказ
если кто-то хочет меня поправить или дополнить - велкам!
апдейт: ценные дополнения в комментариях
smileysunday рассказывает
про почасовую оплатуnatoushe -
про срочные заказыи
hopeless_ya делится соображениями о фрилансерской работе.