На год всем ученым Украины выделили бюджет одного зарубежного вуза

Mar 31, 2016 10:41




Украинская наука в этом году рискует пройти точку невозврата - заложенное в бюджете финансирование оказалось на 26% меньше минимальных потребностей и на 12% меньше, чем в прошлом году.

Вследствие этого некоторые учреждения думают о сокращении трети сотрудников, а сами ученые говорят: ситуация хуже, чем в 90-х.
Научных сотрудников сократят

В этом году Национальной академии наук Украины (НАНУ) бюджет дает 2 млрд 54 млн грн, тогда как только на зарплату нужно почти на 300 млн грн больше.

«Такой бюджет, как у всей науки, имеют за рубежом отдельные вузы! В прошлом году по разным причинам из НАНУ ушли 2,6 тыс. сотрудников, из них 80 докторов и 511 кандидатов наук, а в этом могут уйти еще больше. Есть постановление президиума НАНУ: сократить часть сотрудников, чтобы обеспечить оставшихся полной занятостью и зарплатой. В институтах, которые перебиваются заработками, сокращения будут небольшие, а в других под угрозой сокращения может оказаться и треть, и половина трудового коллектива», - говорит глава профсоюза работников НАНУ Анатолий Широков.

По его словам,  такое может случиться, к примеру, в Институте проблем материаловедения и Институте электросварки им. Патона. Причем Институт электросварки им. Патона был в свое время национальной гордостью благодаря своим разработкам, которые внедряли по всему миру.

[Spoiler (click to open)]
На днях в крупных научных городах (Харькове, Львове, Одессе) прошли митинги ученых с требованием увеличить финансирование. В их институтах уже перешли на неполную неделю и готовятся к сокращениям, хотя и говорят, что попытаются максимально сохранить штаты. Так, в харьковском Институте радиофизики и электроники за свой счет люди сидят дома 10 дней в месяц, а с конца февраля работают в неотапливаемых корпусах.

«Мы задействованы в четырех проектах НАТО (оборонные для Украины), но люди, работая три дня в неделю, просто не в состоянии выполнять свои задачи. В соответствии с финансированием нужно сократить 37% сотрудников. Зарплаты у младших научных сотрудников порядка 2000 грн, люди согласны и на полставки, но мы не можем платить меньше, чем прожиточный минимум. Мы ищем заказчиков где можем, но эти деньги всего не перекрывают. Материалы люди достают у коллег за рубежом, сами купить ничего не можем», - рассказала нам научный секретарь Ирина Почанина.

Научный сотрудник Института биохимии им. Палладина ситуацию сравнивает с  90-ми годами. По его словам, зарплаты сведены к минимуму, остались голые ставки - 2-2,5 тыс. грн. Многие переведены на 0,5-0,75 ставки.

«Найти подработку в университетах, читать лекции сложно - чужих не берут. Иностранные гранты получить трудно, рядовые научные сотрудники могут подзаработать на грантовых программах не больше $200 в месяц. Некоторые подрабатывают переводами в научные зарубежные журналы, но это тоже единицы. Остальные, несмотря на мизерные зарплаты, должны работать с 9 до 17-18 часов. У нас в институте пока есть виварий с животными, на корм и кашки мышам деньги выделяют. А вот на реагенты деньги кому дают, а кому нет», - говорит ученый.

О подобном рассказывают и аспиранты: всех перевели на маленькие ставки, в институтах работают 2-3 дня в неделю. «У нас из отдела сократили 5 человек из 12, я держусь, потому что пишу диссертацию. Даже если защитишься, никто не знает куда с этим деваться. Преподавать в школу не пойдешь - слишком высокая квалификация, а в институте сокращения - мы не нужны. Кто может, тот халтурит, пишет программы иностранным заказчикам, а некоторые держатся за науку только потому, что могут жить в общежитии», - делится аспирант Института кибернетики.



Биолог Алексей Степаненко думает уехать из Украины. Фото: Константин Гришин/ "Вести"

28-летний Алексей Степаненко, научный сотрудник Института молекулярной биологии и генетики НАНУ, рассказывает, что с 2014 года ситуация резко ухудшилась: украинские ученые практически перестали ездить на международные конференции, да и в международных проектах их участвовать не зовут, так как из-за бедности они не способны провести даже самые простые исследования.

Поэтому сам Алексей задумывается о том, чтобы уехать из Украины: «Суть моей экспериментальной деятельности - получить научные результаты, которые можно опубликовать и сделать достоянием мировой науки. Если я этого не могу сделать здесь, в Украине, то какой мне смысл оставаться, причем на откровенно нищенскую зарплату? (у молодого ученого она составляет чуть больше 3000 грн. - Авт.)
«Науку толкают в пропасть»

По мнению академика НАНУ Мирослава Поповича, в таких условиях ни о каком развитии речь идти не может - лишь о выживании. «Всего спасти не получится. И речи не идет о том, чтобы остались люди, которые ведут «черновую» научную работу. Это и лаборанты, и доктора наук. Они не становятся лауреатами, но без них не движется ни одно исследование. Я бы назвал это разгромом Академии наук», - сказал «Вестям» Мирослав Попович.

По его словам, проблема безденежья ведет к тому, что ученые делают такие работы, которые требуют как можно меньше экспериментального материала, но «затратные» работы более весомые, и бесконечно так продолжаться не может. Не говоря уже о том, что самые талантливые уедут за границу, и через десять лет науки в стране просто не будет.


В НАНУ судачат, что на «диету» ученых посадили неспроста. Якобы чиновники в Кабмине хотят взять под свой контроль Академию наук, чтобы распоряжаться принадлежащими ей объектами - зданиями в самых лакомых местах, землей и финансовыми потоками. Но официально это никто не подтверждает.

«Министр образования выступает за то, чтобы часть научно-исследовательских институтов передать университетам, но фундаментальная наука должна оставаться в НАНУ. Проблема в другом - к власти пришли люди, которые в своей карьере не пользовались достижениями образования и науки, которые далеки от всего этого. Поэтому и получается, что образование недополучает 60-80 млрд грн от предусмотренного законом, а на науку выделяется в пять раз меньше необходимого. Это приведет Украину на такую обочину, с которой не возвращаются, в настоящую интеллектуальную пропасть», - уверен экс-министр образования Станислав Николаенко.
Правда, профессор львовского Католического университета Ярослав Грицак, считает, что ничего страшного нет, поэтому украинские ученые более счастливы, чем зарубежные.

failed state, deconstruction of ukraine, наука, новый украинский порядок

Previous post Next post
Up