maximus101 рассказывает
Историю древнего Киева. Часть втораяСвидетельства путешественников и хронистов о городе Киеве. Первая часть
была здесь. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ
ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ
в середине ХVІІ века,
>>>Знай, что древний город Киев был здесь, и доселе заметны следы его ворот, земляных валов и рвов. До сих пор целы в нем большие ворота с каменною башней, называемый Золотыми, ибо они были позолочены, их сожгли татары в последнее время, когда напали на этот город невзначай и зажгли его. Город был великолепен. Печерский монастырь находился вне стен его, а эта церковь св. Софии - посредине его вместе с Михайловским монастырем, что насупротив него, коего купол еще покрыт позолотой, и вокруг них обоих было множество больших благолепных церквей, так как этот город в древности был столицей царства здешних стран, как они сами нам рассказывали.
Руины церкви Св. Ирины в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Про церковь Св. Софии
Здание ее четырехугольное и все сводчатое, из камня, кирпича и извести внутри и снаружи. Но со стороны западного нарфекса она наполовину в развалинах. Рассказывали, что татары в давнее время ее разрушили и сожгли, и она оставалась в разрушении около ста лет, убежищем для скота и вьючных животных. Потом она была отстроена, но ее разрушили гуньяты (униаты), т.е. русские последователи папы: они выломали все плиты ее пола и мозаику и поместили в своих церквах. Нам рассказывали, что вся церковь со всеми своими притворами и галереями вверху и внизу была украшена мозаикой. Говорят, в ней было семьдесят алтарей вверху и внизу. Когда ее разрушали упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать ее и привести в ее теперешний вид. Бог да помилует его!
Руины неизвестной церкви в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Про крепость построенную московитами в Киеве
Стена и рвы крепости проходят подле этого монастыря и врат Св. Софии. Ее только что выстроил богохранимый царь Алексей. Она укреплена деревянными стенами, рвами и крепкими башнями. Москвитяне обладают светлым умом, подобно франкам, ибо они изобрели такие приспособления для укрепления этой крепости, каких мы не видели в их стране. Она поставили кругом рва бревна вроде длинной оси водяного колеса, очень большие, и переплели их жердями, заостренными наподобие кинжалов и копий, торчащими с четырех сторон оси в виде креста, как вороты наших колодцев. Бревна эти положены в два яруса, будучи протянуты над землей на высоте около полутора роста. Если неприятель сделает нападение, то не находит пути ни по земле, ни сверху, и если повиснет на верхних бревнах, то от этого погибнет, потому что упадет на заостренные нижние колья, которые вонзятся в его тело и члены, и могила станет его обиталищем. Мосты при воротах этого города в крепости поднимаются на цепях. Вся земля вокруг них имеет подземные ходы, наполненные большим количеством пороха. На каждых воротах висит большой колокол: если что-нибудь случится, то в него ударяют, чтобы дать знать всем находящимся в крепости. То же во всех крепостях московитов. В этой крепости много пушек, одни над другими, вверху и внизу. В ней двое воевод, уполномоченные от царя. У них 60 тысяч войска, из коего одна часть стоит под ружьем днем, а другая ночью.
Руины Золотых ворот в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Древний город Киев доходил до сего места. Когда его покорили враги, то с течением времени он разрушился, и его перенесли в долину на низменность на берегу великой реки Днепра.
Нам рассказывали, что, начиная с монастыря Печерского и окружающих его, св. Софии и церквей, кои вокруг нее в развалинах, а также каменных церквей, которые теперь в крепости, разрушенных и уцелевших, до Киева и окружающей его местности, - всего есть около ста церквей и монастырей.
Киево-Печерская лавра пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. Гравюра 1623 г.
Титмар, епископ Мерзебургский, живший на стыке 10 и 11 веков, в своей Хронике 1018 г. сообщает о Киеве:
>>>>В большом этом городе, который служит столицей государства, имеется более 400 церквей и 9 торжищ, а народу несметная сила, которая - как и во всей здешней области - составляется главным образом из беглых рабов, стекающихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов (норманнов), и которая доселе много боролась с вредными печенегами и побеждала другие народы.
Михалон Литвин в трактате "О нравах татар, литовцев и москвитян", впервые изданном в 1615 году:
>>>Так считается, что и Илион (Ilium), или Троя (Troiam), некогда находились на киевской территории (territorio Kioviensi), в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен. Это давно покинутое, но весьма удобное для обитания место называется ныне Торговица (Torgovitza).
Александр Гваньини из итальянского города Вероны издал в 1581 году свои записки о Сарматской Европе (Guagnini Veronensis, Sarmatiae Europeae descriptio), где пишет:
>>>Киев, древнейший и обширнейший город, обнесенный деревянными оградами, некогда столица всей России, расположенная у славнейшей реки Борисфена, отстоит от Вильны на сто двадцать миль польских.
О прежнем великолепии и истинно царственном виде города свидетельствуют самые развалины и памятники, расположенные на пространстве шести миль (более 30 км.) Доселе на соседних холмах виднеются следы церквей, монастырей и опустевших зданий. Кроме того есть некие обширнейшие подземные пещеры, прокопанные под землей на большое расстояние - как некоторые говорят на 80 миль
Выдубецкий монастырь в Киеве. Рисунок Тараса Шевченко.
Андрей Целларий в «Описании Польши» 1659 года цитирует Лаврентия Мюллера за 1585-й год :
>>>>От Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и так их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Киева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы.
Краковский каноник Симон Старовольский в своем описании Киева за 1640 год (помещено в атласе Gepgraphia Blaviana) рассказывает про здешние пещеры:
>>>>Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии.
Гийом Ле Вассер де Боплан (около 1595-1673)
ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ
>>>Киев, называемый некогда Кизовией, был одним из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, а именно: высота и ширина укреплений, глубина его рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей, которые там погребены. Из его храмов сохранилось в целости только два: св. Софии и св. Михаила; от всех же прочих остались только одни развалины, как, например, от церкви св. Василия, от которой еще виднеются остатки стен высотой от пяти до шести футов, с греческими надписями древнее 1400 лет, сделанными на штукатурке и почти изглаженными по причине свой древности. Среди развалин этих храмов находят гробницы некоторых русских княгинь.
Храмы св. Софии и св. Михаила восстановлены в их древнем виде. Софийский храм имеет прекрасный фасад и красивый вид отовсюду, с какой бы стороны на него ни смотреть; стены его как видно, украшены многочисленными изображениями фигур и событий, исполненными мозаикой, которая состоит из очень маленьких камешков различных цветов, блестящих как стекло и столь тщательно подобранных, что нельзя отличить, живопись ли это или же шитье по ткани; купол сделан из глиняных сосудов, наполненных цементом, который покрывает их и снаружи со всех сторон
Реконструкция собора Св. Софии в Киеве.
Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе, фото конца 19 в.
Этот храм содержит гробницы нескольких князей; при нем же имеет свою резиденцию архимандрит. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как он покрыт вызолоченными пластинками. Здесь показывают мощи св. Варвары, которые, говорят, были перенесены сюда во время какой-то войны из Никомидии.
Этот древний город расположен на равнине, находящейся на вершине горы, которая господствует, с одной стороны, над всей окрестной равниной, а с другой - над Днепром, протекающим у подошвы этой возвышенности. Между последней и вышеназванной рекой расположен новый Киев (Называемый Бопланом Новый Киев - это нынешний Подол)
Город в настоящее время довольно слабозаселенный, заключающей не более пяти или шести тысяч жителей; он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину, по берегу Днепра, и около трех тысяч шагов в ширину, от Днепра до (подошвы) гор; город обнесен плохим рвом, шириною в 25 футов он, имеет форму треугольника и окружен деревянным палисадом с такими же башеньками; его замок (Упоминаемый Бопланом “замок” - это так называемый “Литовский замок”, находившийся на Замковой или Флоровской горе, известной ныне под именем Киселевки) расположен на вершине одной горы, господствующей над низким городом (Подолом), но в свою очередь над ним господствует возвышенность старого Киева.
Эрих Лясота (1550-1616 гг.)
"Дневник Эриха Ляссоты из Стеблева"
>>>>Киев был некогда замечательною столицею и особым княжеством, имел собственных повелителей (называемых царями или князьями) из того рода, от которого происходят теперешние великие князья Руси и Московии; он обширен и сильно укреплен, был прежде украшен множеством великолепных церквей и зданий как общественных, так и частных. Это можно заметить по валам, которые окружаюсь город и тянутся дальше вверх по горе, простираясь, как говорят киевляне, на девять миль в окружности, а также по древним развалинам. Особенно замечателен бывший там прекрасный и великолепный собор во имя св. Софии, которому нет равного по обширности и который построен царем Владимиром по образцу собора св. Софии в Константинополе. В настоящее время церковь эта хотя и уцелела, но находится в большом запустении; верхние своды ее, особенно средний, покрыты мозаикою, пол выслан красивыми цветными камнями; на верху галерея или хоры, которых перила от одной колоны до другой состоят из цельных плит синеватого камня с прозрачною резьбою. В одной из плит, находящейся прямо против главного алтаря, есть круглое отверстие, около пол локтя в диаметре, теперь наполненное известью; говорят, что в давние времена помещалось в нем зеркало, в котором посредством колдовства можно было видеть все, что задумаешь, даже на расстоянии нескольких сот миль.
Можно еще видеть в церкви гробницу княгини Юльзы (В тексте: Juulza.), матери Владимира; там же показывают в деревянном гробу тело одного из митрополитов, обезглавленного татарами, которое и поныне остается нетленным, в чем я лично мог убедиться, ощупывая его руку и голову сквозь льняную ткань, покрывавшую тело (Ляссота осматривал мощи киевского митрополита Maкария, убитого татарами в 1497 году в селе Скрыгалове на берегу Припяти). Дальше показывают гробницу, в которой погребена в железном саркофаге дочь одного из князей.
Затем в одном из притворов покоится, в прекрасной гробнице из белого алебастра, сын Владимира, князь Ярослав, вместе с женою; гробница высотою почти в рост человека и сохранилась неповрежденною почти в первоначальном своем виде. В другом, внешнем притворе была некогда гробница Илии Моровлина (Ильи Муромца), известного героя или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но другая гробница ого товарища сохранилась в целости в том же притворе.
Саркофаг Ярослава Мудрого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Кости найденные в саркофаге Ярослава Мудрого, фото 1936 года.
Около церкви показывают также место, где погребались все те, которые жертвовали на церковь, или участвовали в ее постройке; но здесь нет никакого памятника. Не вдалеке от св. Софии находилась церковь св. Екатерины, в настоящее время разрушенная до основания, остался только кусок одной стены.
Следует еще обратить внимание на развалины прекрасных ворот, которые и в настоящее время сохраняют это значение; одни называют их золотыми, иные, железными воротами; это было прекрасное и великолепное здание, на сколько можно представить по уцелевшим остаткам. Из других старинных построек ничего не сохранилось в целости кроме церкви св. Михаила, расположенной также на возвышенности. Это прекрасное здание, в середине ого находится круглый купол, крыша которого вызолочена; внутри также украшено мозаикою, а полы вымощены маленькими цветными камнями. Если войти в храм через главную дверь против большого алтаря, то влево от входа покоятся в деревянном гробу мощи святой дивы Варвары; это была царская дочь, совсем еще молодая девушка лет двенадцати, на сколько можно судить по ее росту; тело нетленно, покрыто тонким льняным покрывалом до самых ног; я прикасался к мощам и нашел совершенно твердыми и неповрежденными; на голове у святой деревянная вызолоченная корона. Там где видны развалины и где стоял некогда старый город, в настоящее время почти совсем нет домов, или очень мало, а современный город выстроен внизу, в долине, на правом берегу Днепра.
Руины Золотых ворот Киева, фото конца 19 века.
Первая часть повествований о городе Киеве:
История древнего Киева