Одним из первых памятников, поставленных Советской властью, был памятник Достоевскому

Dec 07, 2015 13:25

"Отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их,ни жар сердца их не в силах были создать иного высшего образа человеку и достоинству его, как образ,указанный древле Христом.
А что было попыток, то выходили одни лишь уродливости."

Федор Достоевский. Братья Карамазовы
844. С.Д. Меркуров. Памятник Ф.М. Достоевскому (Москва)



Скульптура "Достоевский", скульптор С.Д, Меркуров, арх.  И.А. Француз, гранит, 1911-14.
Москва, ул. Достоевского, 4к1.

Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Еще до работы над памятником Меркуров писал: "Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства... В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение... Достоевского сделаю уже сознательно". Позднее он определял свое творение как фигуру "о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры...". Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.

Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал впоследствии Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!»






А.Н. Вертинский позирует в образе Достоевского.


До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. В 1918 году разворачиваются работы по плану монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которым предполагалось установить в городах России. Поскольку в списке были имена Толстого и Достоевского, Меркуров удачно предложил Моссовету имеющиеся у него готовые статуи Достоевского (1914), Толстого (1912), а заодно и «Мысль» (1913). Специальная комиссия во главе с наркомом просвещения республики А.В. Луначарским одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н.Д. Виноградова. В первую годовщину революции Достоевский и «Мысль» были установлены и открыты на Цветном бул., образовав друг с другом своебразную пару. C Толстым вышла заминка, ибо он был уже ранее приобретен Толстовским обществом, которое не было намерено отказываться от своих прав на скульптуру.

Н.Д. Виноградов рассказывает в своих воспоминаниях: «Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был открыт на Цветном бульваре. Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки - у фонтана на Цветном бульваре - способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» («Искусство». 1939. № 1. С. 37-38).

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: "Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа". А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
 где отдается с букетом в руке
 Трубная площадь бульвару Цветному,
 где Достоевский застыл в столбняке…»

В 1936 году, когда на Цветном бул. прокладывали трамвайные рельсы, Достоевского перенесли во двор Мариинской больницы на Старой Божедомке, где он и пребывает по настоящее время. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А. Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который  гармонично с ней сочетается.



Достоевский на Цветном бул.



Достоевский во дворе Мариинской больницы.













идентичность, россия, памятник, москва, ссср

Previous post Next post
Up