Первую конституцию даровал войску Запорожскому московский царь

Jun 29, 2009 20:20

Сегодня в день конституции Украины, подаренной нам американским судьей Богданом Футеем, многие национально озабоченные вспоминают так называемую "конституцию Пылыпа (Филиппа) Орлика, называя ее "первой демократической конституцией". К вопросу о ее демократичности мы еще вернемся, как справедливо указывает автор наиболее качественного школьного учебника правоведения Игорь Усенко: "слово "конституция", употребленное в названии акта, еще не имело такого значения, какое оно имеет сегодня, поэтому было бы ошибкой считать документ конституцией в современном смысле слова". но сначала надо отметить, что первую конституцию малороссискому народу даровал не Пылып Орлик, а московский царь.

ПЕРЕЯСЛАВСКИЕ КОНСТИТУЦИИ, ДАРОВАННЫЕ ЗАПОРОЖСКОМУ ВОЙСКУ ЦАРЕМ  МОСКОВСКИМ

Первой, дарованной войску Запорожскому конституцией была конституция «от великого государя царя всероссийского в лето 7167-го, генваря 13-го, а от Рождества Христового - 1659-го («Летопись Величко», сверено по «Акты, относящиеся к истории Юго-Западной России», Спб., т. IV, стр. 263-274, перевод на украинский Валерия Шевчука). В этой конституции, данной при избрании гетманом Юрия Хмельницкого писалось: «Великий государ цар і великий князь Олексій Михайлович, самодержець всієї Великої, Малої та Білої Росії, указав ближньому бояринові, казанському намісникові князю Олексію Микитовичу Трубецькому та бояринові і білозерському князю Григорію Григоровичу Ромодановському, думному дяку Іларіону Дмитрієву сину Лопухіну та дяку Федору Грибоїдову їхати в свої, великого государя, черкаські міста Малої Росії, в Запорозьке військо, щоб заспокоїти їхні чвари і невинне розлиття крові. А як ті чвари і невинне розлиття християнської крові заспокоять, то великий государ, його царська пресвітла величність, ударував велінням учинити в Запорозькому війську Переяславську раду, а на раді звелів бувати обозному, суддям, осавулам, полковникам і всій старшині і черні і за їхнім правом і звелів обрати гетьмана, якого собі облюбують. А як гетьмана виберуть, то великий государ, його царська пресвітла величність звелів прочитати на раді статті (конституцію), які були дані за указом його царської пресвітлої величності колишньому гетьманові Богдану Хмельницькому і всьому Запорозькому війську, ті статті, на яких колишній гетьман Богдан Хмельницкий і все Запорозьке військо було під високою рукою його царської пресвітлої величності, а інші статті указав великий государ, його царська пресвітла величність, учинити зараз, знову для потверженню у війську, щоб не було більше таких зрад, чвар і невинного розлиття християнської крові, як то вчинилося від зрадника Івашки Виговського та його радців».

И вот здесь мы подходим к самому интересному. Конотопская битва и то, что последовало за ней было только завершением гражданской войны между казачеством. Представители казацкой старшины, в руках которых сосредоточивалась политическая, административная, судебная и военная власть, используя свое положение, становились большими землевладельцами. Накапливая земли, имения, они принуждали крестьянство отбывать новым владельцам "послушенство", то есть отдавать часть своего труда. Рядовое казачество с неудовольствием смотрело, как старшина прибирала к своим рукам лучшие земли, луга и леса.

Возникали противоречия между казацкой администрацией и городским самоуправлением. Казацкая старшина превращалась фактически в привилегированный слой украинского общества, к ней примікали более зажиточные круги рядового казачества. Происходило разделение в самой среде казачества, формировались будто две партии - старшинско-аристократична и демократическая.

23-26 августа в 1657 г. в Чигирине старшинская рада избрала гетманом генерального военного писаря Ивана Выговского, вынудив  Юрия Хмельницкого, сына Богдана Хмельницкого, отказался от гетманской власти. Как указывает в своей летописи Величко, после этого царский окольничий Богдан Хитрово принял присягу Виговского, вручил ему гетманскую булаву и бунчук, Иван Выговский в Переяславе  в соборной Апостольской церкви целовал Евангелие и присягал от имени Запорожского войска. Потом Выговский прислал в Москву челобитную, а точнее говоря, донос на полковника Мартына Пушкаря и своего конкурента кошевого атамана Якова Барабаша. Но внутрення и внешняя (ориентированная на Речь Посполитую и Швецию) политика гетмана Выговского не устроила полтавского полковника Мартына Пушкаря и он поднял восстание. К Пушкарю присоединились запорожцы во главе с Барабашем. С этими силами общим числом 40 тысяч человек Пушкарь и Барабаш выступили против Выговского. Они разбили гетманские войска . После этого Выговский мобилизировал полки численностью 20 тысяч казаков, присоединив новых союзников - татар. Была взята в осаду Полтава, под ее стенами две недели продолжались бои. 15 мая мятежники испытали поражение, полегло их 15 тысяч, среди них и Мартын Пушкар. Якова Барабаша повесили. Полтаву сожгли, татары взяли в плен много людей.  Запорожцы отошли под защиту московского войска.

16 сентября в 1658 г. в городе Гадяч был заключены трактат об унии Украины с Польшей. После этого и была Конотопская бытва. О ней писали достаточно подробно, поэтому повторяться не буду. Выговский собрал все свои силы: казацкие полки, наемные войска - сербов, поляков, валахов, а также орды крымского хана Магмет-гирея, польские хоругви, управляемые Андреем Высоцким. 28 и 29 июня в 1659 г. состоялась Конотопская битва .

Но Выговский не смог воспользоваться победой. Большинство украинского народа не приняло Гадяцкие соглашения. Боялись, что магнаты и шляхта вернутся и опять воцарится крепостничество, барщина, католизация, полонизация. Сама мысль о возвращении под верховенство польского короля была нестерпимой. Не только крестьяне, часть казаков, отдельные города, и такие старшины, как винницкий полковник Иван Богун и кошевой Иван Сирко - хотя и были при Переяславской раде противники Московского государства - приняли участие в восстании против Выговского. Они  перебили несколько тысяч сторонников Выговского, а затем призвали на Украину Трубецкого с его армией.

В это время Иван Сирко поднял восстание на юге, объявил гетманом Юрия Хмельницкого, организовал нападение на Крым. Хан поспешил туда, покинув Выговского. Гетман попробовал обратиться к раде, которая собралась в Германовке на Киевщине в середине сентября в 1659 г., но вынужден был бежать . Группа Цюцюри обвинила Выговского в том, что он "продал казацкую волю за польские шляхетские привилегии". Рада разошлась и собралась спустя некоторое время в Белой Церкви, уже без Выговського Выговского. Гетманом избрали Юрия Хмельницкого. Выговский  добровольно отдал гетманские клейноды.

КОНСТИТУЦИЯ ПИЛИПА ОРЛИКА

Филипп Орлик по национальности наполовину литовец, а наполовину - чех. Он родился в Косуте Ошмянского повита, что возле самого Вильнюса, где и стал иезуитом, то есть закончил иезуитский коллегиум. Поле этого поступил в Киево-Могилянскую академию, где и стал собственно Пылыпом. Литовский студент имел незаурядные способности, и после окончания учебного заведения был взят на службу в канцелярию самого Киевского митрополита. Там его заметил тогдашний гетман Украины, любимец российского царя Иван Мазепа. Смышленый писарь настолько полюбился начинающему стареть гетману, что тот упросил митрополита отдать Пылыпа ему. В 1700 году в жизни Орлика произошло два важных события: его посвятили в казаки и в войсковые канцеляристы. Всего за шесть лет он успел пройти путь до генерального писаря, по сути третьего человека тогдашней иерархической лестницы Украины!

Этому очень способствовали, как и во времена диоксинового «мессии» кумовские связи. . Кумом Орлика стал сам Мазепа, крестивший его сына Григория.Орлик и после разоблачения «коварных замыслов» Кочубея и Искры занял место генерального писаря Кочубея. За Мазепой в Бендеры пошли около 50 ведущих представителей старшины,почти 500 казаков из Гетьманщины и около 3 тыс. запорожцев. Эти «мазепинцы», как их иногда называют историки, были первой украинской эмиграцией.


Став гетманом, Орлик совместно с татарами попытался вернуть власть, но был разбит. Сопротивление не клеилось, зато росла деморализованность. Некоторые из старшины (Горленко, Максимович) решили вернуться в Россию, где были амнистированы. Пылып решил поднять против Петра Европу, около десятка лет обивая пороги королей и курфюрстов. Европа, увы, не вняла просьбам опального гетмана. Не добившись создания антироссийской коалиции, Орлик пристроил сына на заморскую службу, уехал в Яссы, где и умер в 1742 году. Кроме того, существовала версия, что во время жизни в Турции он принял мусульманство (восходящая к книге французского историка и дипломата Жана Бенуа Шерера, который также писал, что Орлик женился на турчанке и имел от неё детей).

5 апреля 1710 года между Пылыпом Орликом, старшиной и запорожцами в присутствии шведского короля Карла XII и турецкого султана Ахмеда III был заключен договор под названием «Пакты и Конституции прав и вольностей Запорожского войска», позже получивший название Конституции Пылыпа Орлика. 10 мая 1710 года Карл ХІІ, сам находящийся на положении просителя у турецкого султана,  подписал формальный диплом “Diploma assecuratium pro Duce et Exercitu Zaporovienski”, которым он утвердил Орлика гетманом Украины.



 Карл XII

Статьи орликовской конституции начинаются словами: «Вечная слава и память войску Запорожскому и народу Русскому
». Под последним подразумеваются, конечно, сегодняшние  украинцы, но так как термина такого еще не существовало в природе, пришлось пользоваться существующим. Хотя после Орлик находит еще один термин: «колишнє Хозарське плем’я, назване згодом народ Козацький».



 Султан Ахмед III
Преамбула содержит краткий курс истории Малороссии до тех пор, пока ее не завоевали поляки. Потом длинный список обвинений в адрес Москвы. Суть самой же Конституции сводится к урегулированию отношений между эмигрантами, то есть 4 - 5 тысячами человек. Православие объявлялось основной религией, правда, обещалось вырвать его «из лап московского патриарха и возвернуть константинопольскому». Определялись полномочия эмиграционного правительства, финансовые и иные вопросы. Забавным выглядит вопрос об определении границ, проходящих по территории, входящей в состав России. То есть Украину поделили, находясь вдали от нее. В этой связи любопытен параграф 9 первой демократической Конституции. В нем «Пылып-демократ» сохранил за собой земли Шептакивского повиту J).
Вменяемые правоведы считают единственным по-настоящему демократическим элементом то, что документ составлялся как договор не между гетманом и монархом (Карлом XII), а между гетманом и казаками, то есть «лучшей» частью народа.

конотопская битва, украина, конституция, мифотворчество, мазепа, история, россия, выговский, орлик

Previous post Next post
Up