В "Черном квадрате" Малевич видел победу над Солнцем, а свидомые - узор для вышиванки

Jun 10, 2015 13:14



История появления «Черного квадрата» Казимира Малевича 8 июня 1915 года не совсем стандартна - сел, нарисовал...

В 1913 году питерские футуристы - композитор Михаил Матюшин, поэты Велимир Хлебников и Алексей Крученых - пригласили своего друга Малевича оформить их экспериментальную оперу «Победа над Солнцем». Он разработал декорации и костюмы для постановки в футуристическом стиле (от лат. futurum - будущее), используя комбинации геометрических фигур. В названии оперы - аллегорическое выражение затмения. В этом явлении, в котором испокон веков видели дурное предзнаменование, авторы оперы усматривали положительный смысл: победу нового мира над старым, науки и техники - над природой, торжество ума - над стихией. Хор в опере исполняет: «Мы вольные. Разбитое солнце. Здравствует тьма!»

Весной 1915-го композитор Матюшин попросил Малевича подготовить эскизы своих декораций для издания брошюры о футуристической опере. Во время работы над ними художника осеняет: он на холсте закрашивает другие абстрактные фигуры, накладывая черный квадрат, и таким образом реализует идею затмения солнца. Светлая окантовка по сторонам квадрата - пробивающиеся солнечные лучи.

Казимир одним концептуальным ходом раздвинул рамки холста до границ космоса. Черный квадрат, крест и круг - фундаментальные символы - он объявил тремя китами нового абстрактного течения в живописи, супрематизма (от лат. supremus - высший), которое открывает космическую эру.
...
ПОЧЕМУ НЕ КРУГ, А КВАДРАТ?

«Черный квадрат» был задуман Казимиром как элемент декорации для спектакля «Победа над Солнцем» и символизировал затмение. Почему же он не изобразил затмение в виде круга (как на фото этого явления)? Потому что для Малевича квадрат был основополагающей фигурой, содержащей в себе уже и черный круг, и крест.




ИЗОБРАЖАЛ КОСМОСТАНЦИИ

Малевич первый из художников стал фантазировать на тему космических, искусственных (супрематических) спутников и станций задолго до их появления. Слева - «Supremus №56» (1916), справа - советская орбитальная станция «Мир» (1986).



«ОДНИХ РАЗДРАЖАЕТ, ДРУГИХ ВОСХИЩАЕТ»

Максим и Юлия Волошины, основатели галереи «Мистецька Збірка», кураторы проекта Inspired by Black Square, посвященного 100-летнему юбилею «Черного квадрата» говорят: «Когда творил Малевич, общество не было готово к его работам, а он уже видел, что все идет к упрощению, стандартизации, к сжатию информации в лаконичную форму. Сегодня же его идеи применяются в дизайне, моде и архитектуре».
...Опрос «Вестей»: Считаете ли вы шедевром «Черный квадрат» и стоит ли он миллионы долларов?

Дмитрий, 41 год, программист

«Черный квадрат» интерпретируют по-разному. То, что картина так дорого стоит на арт-рынке, значит, что кто-то готов за нее платить. «Черный квадрат» можно ввести в качестве элемента в узор вышиванки, совместить с народным творчеством. Почему нет?»
Мрак! Какое упрощение и уплощение бытия. Свидомизм превратил людей в каких-то двухмерных обитатетлей "Ленты Мёбиуса", способных только к утилитарным потребностям...

поп-арт, постсовок, майдаун, постмодерн

Previous post Next post
Up