Click to view
Click to view
И в качестве бонуса - от
anton_blinov Виртуальный тур по бывшей гордости украинского подводного флота - подводной лодке "Запорожье", пр. 641 Б-435 Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.
Теперь же - самое время этот материал показать, опубликовать, ведь сразу три даты и годовщины:
- 18 марта, вчера - годовщина возвращения Крыма домой, в Россию;
- 19 марта, сегодня - День моряка-подводника;
- 22 марта, через два дня - годовщина подъема на подводной лодке Б-435 («Запорiжжя») Андреевского флага, чему свидетелем я также был и что
снимал.
Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи - и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри - все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени - возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.
Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» - дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.
Ну что, пойдем?
7-ой отсек
Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» - первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.
1. Основное вооружение подводной лодки пр. 641 - десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке - кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).
2. Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов - стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра - один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).
3. Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева - это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания.
4. Общий вид 7-го отсека. На койках (а это койки) висят индивидуальные дыхательные аппараты, предназначенные для выполнения первичных мероприятий по борьбе за живучесть.
6-ой отсек
5. Кормовая переборка 6 отсека и люк в 7-ой отсек. На самой переборке - электрохозяйство. "РЖБ" - рубильник электропитания с базы, под ним - щит с 1000А предохранителями сети главного тока. Прямо над люком - масляный бак для смазки упорно-опорного подшипника "Митчеля" третьей линии вала при работе электродвигателя экономического хода.
6. Приборы, приборы, «теплые и ламповые». Это прибор автоматического контроля температуры на линиях валов и шинно-пневматических муфтах.
7. Главная ходовая станция (ГХС) правого главного гребного электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101. Справа два одинаковых щита - АРН-2 (автоматический регулятор напряжения сети освещения правого борта) и АРН-3 (сети аварийного освещения по всей подводной лодке).
8. Главная ходовая станция управления средним ГГЭД и левым ГГЭД.
9. Станция управления гребным электродвигателем экономического хода типа ПГ-104. Сам электродвигатель расположен в 7-ом отсеке под настилом палубы.
5-й отсек
10. Кормовая переборка 5-го отсека, левый борт.
11. Видна крышка левого дизеля типа 2-Д42, а также тут у нас аварийно-спасательное имущество и инструмент, и кроме того (справа) - ящики с пластинами химической регенерации воздуха.
12. Много стрелочек. Это манометровый щиток насосов водоотливной системы.
13. Шумовая выгородка дизельного отсека, в которой находятся мотористы при работе дизелей. Сами дизеля - за дверью с иллюминатором. Справа от двери, серого цвета - двухъярусная регенеративная установка (РДУ).
14. Манометровые щитки правого и среднего дизеля. На переднем плане - маховик переключения расходных (правого или левого) топливных баков.
15. Глубиномер 5 отсека.
16. Отсечный телефон, прям как "на случай ядерной войны".
4-й отсек
17. Общий вид 4-го отсека (вид в нос). На настиле палубы видны лючки лазов в аккумуляторные ямы № 3 и 4.
18. Вид на открытую дверь кормовой переборки 4-го отсека и шумовую переборку 5-го отсека. Отметка "ОЛ" (по-украински) справа у комингса двери - это крейсерская ватерлиния (КВЛ), отметка для подводников, борющихся за живучесть при нахождении подлодки в надводном положении.
19. 4-й отсек, вид в корму. В проходе стоят РДУ.
20. Люк носовой переборки 4-го отсека. Обитая оцинковкой дверь с окошком слева - рубка связи, посторонним вход запрещен!
21. На одной из переборок - подарок от шефов, сколько помню, какой-то запорожский художник. Штормящее море, волны и стонут и плачут, гордо развевающийся на рубке флаг ВМСУ… Все выходы лодки в море после ремонта вопчем-то известны наперечет, и на картине нарисовано то, чего не было ни-ко-гда…
3-й отсек
22. Люк из 4-го в 3-й отсек. Справа нанесен номер 1-37-11 (боевой номер штурманских электриков). Это штурманские приборы - сигнализатор работы нос. и корм. гирокомпасов.
23. Трап ведет в трюм 3-го отсека (трюм центрального поста).
24. Корма 3-го отсека. Слева - распределительный щит № 1, справа виден верх корпуса носового гирокомпаса. Над ним автоматический переключатель нос. и корм. гирокомпасов - 1-77-21 (бортовой номер штурманского электрика, указывающий, что это входит в его заведование).
25. БП-35 - боевой пост управления всплытием и погружением подводной лодки. Три колонки продувания групп цистерн главного балласта (ЦГБ). Слева щит с зелеными огоньками - сигнализация состояния клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ. Справа на переднем плане 4 красных маховика - распределительная колонка системы ВВД (воздуха высокого давления) всей подводной лодки.
2-ой отсек
26. Идем дальше. Кормовая переборка 2-го отсека
27. Офицерская кают-компания. При необходимости используется как операционная - наверху соответствующие медицинские софиты.
1-й отсек
28. Носовые торпедные аппараты № 1-6. Между ними - прибор № 2 ввода данных в торпеды от ТАС.
29. Стеллажи для боезапаса правого борта. Под ними виден сложенный надувной плот.
30. БП-13 - боевой пост торпедистов первого отсека.
31. Первый отсек, общий вид в нос.
Боевая рубка и мостик
32. Глубиномеры в боевой рубке.
33. Машинные телеграфы в боевой рубке. Боевой пост рулевого-вертикальщика по боеготовности № 2.
(из воспоминаний офицера, служившего на лодке) Примеры типовых команд в боевую рубку с мостика:
"Рубка, б**дь!!! Ты спишь там, сссука, что ли? Лево на борт была команда, е***ный потап!!!". И хлопок брошенной мокрой варежки вахтенного офицера, попавшей в рулевого.
Под ними - три коробки прямоугольной формы, одна серого цвета - ручные кнопки для подачи по кораблю сигналов управления ревуном и звонком. Третий из них - для обмена специальными сигналами звонком в трюм центрального поста.
34. Нижний рубочный люк. Собственно вниз в отсеки лодки - это сюда.
35. Носовая часть ограждения боевой рубки. Боевой пост боцмана при управлении подводной лодкой по боеготовности № 1 надводной. Вертикально расположенный цилиндр слонового цвета - ВИКО, выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции. Выдерживает забортное давление, командир по нему может без докладов от радиометриста наблюдать за окружающей обстановкой.
36. Если чуть покрупнее - то справа еще индикатор перекладки вертикального руля, а сверху - выносной курсоуказатель.
37. Тумба командирского перископа. На табличке - название лодки на украинском…
38. а на рынде - еще советское Б-435.
Такая вот получилась экскурсия.
После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флата и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего - лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.
Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) - и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна - просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит.
… в любом случае, я навсегда запомню ее такой - как я увидел ее в день первого выхода в море после эпопеи с ремонтом. Силуэтом в закатных лучах, и черноморские волны с солнечными зайчиками.
PS. Большое спасибо за помощь в подготовке материала, его литературно-текстовой части, нашим офицерам подводникам - капитану 2 ранга запаса Илье Курганову (
ruspodplav), а также тем, кто непосредственно служил на лодках 641-го проекта: капитан-лейтенанту запаса Павлу Павлову и капитану 3 ранга запаса Андрею Выгузову.
С праздником!