Недавно в английской блогосфере появилась любопытная публикация, автор которой, ссылаясь на утечки из Пентагона, расписал организацию современной цветной революции в Европе. Текст начинается с утверждения о том, что в эпоху наступающей нестабильности, связанной с надвигающимся глобальным кризисом, Америке крайне важно сохранить свою сферу влияния в ключевых точках на мировой карте. Но если в ситуации с исламскими странами соответствующая цель вполне успешно достигается в рамках «арабской весны», то в странах Восточной Европы, и конкретно на Украине, обкатанная схема натыкается на два препятствия. Первое - это отсутствие тотального экономического кризиса, который выгоняет людей на улицу. Второе - недостаток «фанатичной молодёжи», то есть большого объёма незанятых и дисциплинированных молодых людей, которых можно с лёгкостью и без особых общественных истерик бросить в топку революции. В итоге, как сообщается в статье, по отношению к Украине был разработан синопсис принципиально новой методологии удержания американского доминирования под условным названием «Orange 3.0».
Экспертная группа из приглашённых советологов, психологов, математиков и программистов посвятила несколько недель поиску алгоритма, способного заинтересовать молодое поколение украинцев и заставить их выйти на улицы. Ставка делалась не столько на порядком обветшавшую протестную риторику, сколько на механизм постоянной раскрутки всё новых и новых активных уличных действий, не дающих их участникам элементарно соскучиться.
После долгих дебатов специалисты пришли к выводу, что всё мероприятие должно быть основано на принципах… компьютерной игры. Были отобраны три основных игровых жанра, в которые, согласно исследованиям, играет до 87% всех игроков: Shooter (стрелялка), Strategy (стратегия) и Online RPG (ролевая игра). Смесь этих трёх направлений и стала основой, в рамках которой и происходит нынешний «Евромайдан».
Происходить всё должно было примерно следующим образом. Сначала бунт идёт по заветам Шарпа, с организацией уже привычного «мирного протеста», который «безжалостно разгонялся бы кровавым режимом». И вот на этом месте появляются новые механизмы, практически целиком взятые из мира развлекательного софта.
Главная особенность любой компьютерной игры - это ограниченная стартовая локация: нельзя в игре вечно идти направо или налево. Именно поэтому нынешний «Евромайдан» в каждом из городов первоначально ограничен лишь центральными площадями, за пределы которых «митинговальники» не выбираются. Этим же объясняется отсутствие нападений на сотрудников милиции и гражданских активистов за пределами «игровой локации»: через 100-200 метров от майдана революции уже нет, город живёт обычной жизнью.
Второй момент связан с поэтапностью развития «Евромайдана». Здесь тоже всё как в компьютерной игре: сначала ставятся палатки, потом строится сцена для митинга, затем сооружаются баррикады. Поэтапность действий позволяет растянуть революцию во времени, снижая угрозу «завершения революции из-за всеобщей скуки». Вот почему новости с украинского бунта так и пестрят типичными игровыми сообщения- ми вроде «На майдане построили катапульту!», «На соседней улице сформирован новый отряд ополченцев!», «Возведена наблюдательная вышка!» и т. д.
Следующий момент - это «захват новых территорий» и создание «зон конфликта». К первому относится неспешный захват госучреждений, ко второму - боевые действия бунтовщиков против «Беркута». То и другое требуется для поддержания «боевого духа» игроков; максимальные настройки «агрессивной политики» тратегической ценности не представляют, поскольку «Беркут», имея реальный приказ, разгонит любой майдан за пару часов.
Четвёртый и последний этап, после которого вполне может начаться уже полноценная гражданская война, - это вирусное распространение «очага революции» из центра на окраины по хрестоматийному онлайн-принципу «Ты видел это по телевизору, теперь майдан - в твоём городе!».
[Spoiler (click to open)]Кроме того, важна сама организация людей: человек без дела ачинает задумываться над лишними вещами. Костяк бунта, разумеется, постоянно находится в штатном распоряжении руководства, но основная масса «полезных идиотов» постоянно чем-то занята. Массовка «Евромайдана», в точности как персонажи многочисленных online-RPG, собирают дрова и хворост, заготавливают запасы камней, врачуют раненых, рисуют агитационные плакаты, строят катапульты и куют «доспехи»… Недаром на видеороликах из центра Киева так много «реконструкторов» - людей, которым если и интересна политика, то, как правило, тысячелетней давности.
Ключевая категория участников «Евромайдана» - это любители жанра «стрелялки». Именно они кидают коктейли Молотова в отряды милиции, штурмуют здания и пытают попавших в плен милиционеров. Они же строят «на страже» захваченных территорий, в то время как их действия координируют уже любители стратегий - «серые офицеры» «Евромайдана». При этом люди словно не осознают, что вокруг происходит. У них идёт весёлая игра!
На сегодняшний день начавшаяся было четвёртая стадия украинского бунта, после которой своё слово скажет гражданская война, отодвинута на неопределённое время. Фактически под властью «Евромайдана» на данное время оказался лишь ряд западных областей да пара центральных провинций. Так или иначе, ресурс для привлечения новых игроков в компьютерную игру ограничен: обычно пик прибытия свежих адептов «ходилки» или «стрелялки» приходится на шестой месяц после запуска проекта…