Европа: термин "голодомор" для голода 1932-33 гг. выбран неудачно

Nov 24, 2013 02:53


Ирина Жибер, “Евроньюс”: C нами на связи из Женевы Андре Либиш, профессор института международных исследований и развития, историк, специалист по странам, входившим в СССР.

Первая статья украинского закона о Голодоморе определяет его, как “геноцид украинского народа”. Таковым его признали более 20 стран. В то же время многие считают использование термина “геноцид” не вполне оправданным. Почему?

Андре Либиш, историк, профессор Женевского института международных исследований и развития: Действительно, термин выбран не вполне удачно. Когда думаешь о геноциде, особенно в контексте тридцатых годов, в первую очередь в голову приходит Холокост. Но разница в том, что Голодомор затронул не только украинский народ, он затронул другие народы, как на Украине, так и за ее пределами - в Казахстане и России. К тому же Холокост был кампанией направленной на уничтожение народа, в то время как Голодомор, хотя и привел к миллионам жертв, что не подлежит сомнению, не ставил своей целью искоренить украинский народ. Это был результат жестокой, бесчеловечной политики Сталина, которого не смущало число жертв. Но его главной задачей было не уничтожение украинского народа, а осуществление своей программы, чего бы это ни стоило, даже ценой жизни миллионов главным образом крестьян, и зачастую это были украинские крестьяне.

“Евроньюс”: На Украине поправки к уголовному кодексу предусматривают наказание за публичное отрицание Голодомора. Не вредит ли такая мера обсуждению этого события?

Андре Либиш: Безусловно! Государство не должно узаконивать истину и запрещать дискуссии. Тот факт, что некоторые ставят Голодомор под сомнение, делает дебаты особенно актуальными и необходимыми. Только предъявляя факты, споря о числе жертв, можно установить истину. Это не дело государства определять, что правда, а что нет и прекращать дискуссии.

“Евроньюс”: Голод и смерть миллионов людей установленный факт, даже если цифры разнятся. Может быть было бы справедливо отнести эту трагедию к преступлениям против человечности, как в случае с Холокостом?

Андре Либиш: Совершенно справедливо. И именно как преступление против человечности, а не как преступление против отдельного народа. Если воспринимать Голодомор как преступление против миллионов граждан всего бывшего Советского Союза, это может стать основой для общего поминовения , примирения русских, украинцев и других народов. Если претендовать на исключительность Голодомора, на то, что это только украинская трагедия, это лишь приведет к конфликтами с теми, кто тоже стали жертвами этой трагедии.

“Евроньюс”: Украину часто обвиняют в том, что она намеренно пытается выставить себя наиболее пострадавшей, завышая число жертв. Что вы об этом думаете?
Андре Либиш: Действительно, существует своеобразная конкуренция страданий, которая никому не нужна. Минимальное число жертв Голодомора - 2 миллиона человек. Если к ним добавить тех, кто умер от болезней, связанных с ослаблением от голода, добавить тех, кто не родился, получится несколько миллионов человек, но не 10 миллионов, как утверждают некоторые, и, возможно, даже не 6 миллионов, которые считаются каноническим числом жертв Холокоста, с которым пытаются сравнить Голодомор.

ес, голод 1932-33, голодомор

Previous post Next post
Up