"12 ноября 1933 года 92% немецких избирателей проголосовало на демократических выборах за список нацистов... Как это можно объяснить сегодня и возможен ли римейк в какой-либо из европейских стран?" - спрашивает уважаемый shorec.
Вопрос интересный и несложный. Был бы сложным, если бы все не было изучено буквально по минутам. Поэтому ограничусь напоминанием известного...
Понять феномен выборов 12 ноября 1933 года невозможно в отрыве от предыдущего, начиная с выборов 6 ноября 1932 года, по итогам которых (кризис и, соответственно, накал недовольства широких масс понемногу утихали) стало ясно, что радикально-националистический дискурс теряет популярность.
НСДАП потеряла 4,18% влияния (с 230 мандатов до 196), ухудшились показатели младших партнеров, Партии Центра (к тому времени уже ушедшей на крайне правый фланг) и БНП, зато казавшаяся уже полным сателлитом НННП Гугенберга резко набрала темпы, заявив о "самостоятельном вальсе", что также крайне ослабило позиции нацистов.
С другой стороны, наметилась явная тенденция к некоторому восстановлению позиций СДПГ (она по прежнему была в минусе, но потеря голосов стала уже не трагически-провальной, как раньше) и резкий взлет популярность КПГ, причем, как показывали опросы, за счет уже не столько левых, разочаровавшихся в социал-демократах, сколько за счет групп поддержки националистов. [Spoiler (click to open)] В такой ситуации известная интрига с назначением Гитлера на пост рейхсканцлера 30 января, учитывая все привходящие, была со стороны правого крыла германского политикума шагом логичным и закономерным, а назначенные Гитлером выборы 5 марта 1933 года проходили уже после поджога рейхстага, перепугавшего колеблющиеся слои населения, да еще и в режиме действия закона "О защите народа и государства", что создавало все условия для абсолютной победы нацистов.
Однако, несмотря на идеальный расклад, абсолютного большинства нацисты так и не взяли, а 10% дополнительных процентов откусили, в основном, от мелких сателлитов, причем НННП по прежнему не желала подчиняться воле Гитера полностью, а Партия Центра, неожиданно для себя оказавшись в плюсах, заявила о т.н. "собственной линии". А вот показатели КПГ хотя и упали, но не провально, и при этом большинство потерянных голосов ушло к СДПГ.
В принципе, учитывая реальный рост экономики, оставайся ситуация ординарной, режим Гитлера едва ли просуществовал бы больше года. Но 8 марта из парламента были изгнаны коммунисты, а 23 марта принят закон "О ликвидации бедственного положения народа и государства", по факту утвердивший в Германии диктатуру, что было формально подтверждено запретом (22 июня) на деятельность СДПГ, а затем (14 июля) роспуском всех партий и введением однопартийной системы.
Таким образом, первый вопрос уважаемого shorec лишен смысла.
Выборы 12 ноября ни в каком мысле не были "демократическими". Напротив, проходя в обстановке абсолютного диктата НСДАП, откровенного насилия, изъятия практически всех лидеров оппозиции, запуганности их актива и разгрома прессы плюс отсутствия какой-то альтернативы, они не могли дать никакого иного итога, кроме того, который дали. Остается лишь удивляться тому, что и в такой обстановке уровень протестного голосования в крупных городах был достаточно высок.
А вот ситуация "до того", - особенно ноября-32 - марта-33, - заслуживает серьезного изучения.
Веймарский характер ряда пост-советских стран, - в частности, Украины, а возможно, и РФ, - очевиден, и вероятность "ремейка", то есть, сценария, в рамках которого "суверенные" элиты, проигравшись в пух и прах, начнут решать свои проблемы по примеру лит поздней I Германской республики, отбрасывая в кювет исчерпавших себя и уже ничего не гарантирующих "гинденбургов", велика и с каждым днем нарастает. А с учетом, что продюсерские группы, в общем, те же, что и тогда, так и тем паче.