"Битва Бегемота с Левиафаном"
© Кирилл Часовских
В последнее время среди политологов, большинство из которых перепрофилировалось с преподавания научного коммунизма, стало модным щеголять к месту и не к месту терминами геополитики. Чуть ли не еженедельно, особенно в контексте дискуссий о том - куда необходимо присоединяться: или интегрироваться в Таможенный союз, сиречь, купель, откуда мы вышли, или ползти в разлагающуюся Европу, в студиях ведущие телеканалов с гостями жонглируют терминами «атлантизм» и «евразийство», обсуждают неотвратимость, по их мнению, грядущего распада России. Мудрствуют лукаво, куда Украине вступать, произойдет ли распад Украины раньше или позже России.
Так уж случилось, что понятия «атлантизм» и «евразийство», в отличие от этих «геостратегов», вошли в мою жизнь еще в детстве. Я о них услышала, играясь своими куклами у ног отца, когда он писал свой роман
"Подвиг Вайвасваты". Они запечатлелись в моем сознании, как тема извечного противоборства Суши и Моря, Востока и Запада, Добра и Зла. В романе рассказывалось о том, что на Западе, в Атлантическом океане существовало могучее государство-остров - Атлантида. Его жители обладали могучими технологиями, с помощью которых поработили множество стран, огромными богатствами, которые оттуда вывезли, а жителей обратили в рабство. На их пути встали воины государства Востока - Шведа-Двипа. Они победили. Пытаясь выиграть проигранную битву, вожди Атлантиды попытались использовать самое страшное и разрушительное оружие - энергию Огня. В итоге эта энергия привела к катаклизму, который и уничтожил самую гордую, развитую, но лишенную души цивилизацию.
Когда я стала взрослой, то прочитала об Атлантиде в книгах древнегреческого философа Платона. В качестве исторического источника и исходной точки своих построений атлантологи рассматривают его диалоги «Критий» и «Тимей». Русский поэт Валерий Брюсов, который занимался поисками Атлантиды, в 1917 г. в работе «Учители учителей» писал: «Если допустить, что описание Платона - вымысел, надо будет признать за Платоном сверхчеловеческий гений, который сумел предугадать развитие науки на тысячелетия вперед... Надо ли говорить, что при всем нашем уважении к гениальности великого греческого философа такая прозорливость нам кажется невозможной, и мы считаем более простым и более правдоподобным другое объяснение: в распоряжении Платона были материалы (египетские), шедшие от глубокой древности». Написание диалогов относят примерно к 411 году до н. э.
Платон в «Тимее» и «Критии» события относит к эпохе, когда боги делили землю на сферы влияния и устраивали в своих областях человеческие государства. В «Тимее» Критий говорит собеседникам, что у него хранятся записи самого Солона, якобы узнавшего о ней от египетских жрецов. Жрецы рассказали Солону, что раньше существовала древняя цивилизация, не имевшая себе равных по развитию и богатству. «На этом острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть заморского материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли, и все вообще страны по эту сторону пролива». Атланты строили гигантские сооружения, имели неведомые технологии, демонстрировали неслыханную роскошь. Платон пишет: «Пользуясь... дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну... Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем... все более его украшали, пока, в конце концов, не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (около 100 метров) шириной... а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань». Город был окружен грандиозной круглой стеной, отстоявшей от наружного канала на 10 километров. «Она смыкалась, - пишет Платон, - около канала, входившего в море. Пространство возле нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук». Одним из важных доводов в пользу реальной основы рассказа об Атлантиде считается упоминание Платоном в «Тимее» «противолежащего материка» за Атлантическим океаном, сделанное за тысячу лет до открытия Америки.
Жрец также рассказал, что атланты пытались поработить всю Европу и Азию. Против них выступили праэллины. Так праэллинское государство стало общим спасителем: «Тех, кто еще не был порабощен, - говорил жрец, - оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными». Интересна и такая деталь: в древности цари Атлантиды «ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ». Согласно тексту диалога, именно порча нравов и обуявшая царей «безудержная жадность» толкнули их на путь завоеваний, превратила в тиранический режим, утопавший в богатстве и пороках. Согласно Платону «Зевс, бог богов... помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию». Для Атлантиды наступила трагическая развязка. В «Тимее» она описывается так: «Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину».
Прошли планетарные циклы. Наступила новая эра. И вот уже умы властителей новых морских держав обуяла извечная страсть к мировому господству. Сначала - Британская империя, у которой эстафетную палочку приняли Соединенные Штаты Америки.
После распада двухполярной системы мироустройства и противостояния казалось бы и исчезли предпосылки для существования НАТО. Оно должно было кануть в Лету, как и Организация Варшавского Договора. Но НАТО сохранилось. Более того, началась его экспансия в восточном направлении. На вопрос, почему НАТО движется на Восток, обычно отвечают, что Западу нужны сырьевые ресурсы.
Но это не так. Просто Зло снова и снова пытается взять реванш.