По наводке уважаемого
bruchwiese попала на
давнюю статью в рупоре Вашингтонского обкома ЗН, в которой раскрываются все новые, леденящие душу подробности про
съезд съеденных кобзарей.
Чеканные строки стучат в сердце каждого освидомленного украинца пепелом Клааса:
"Известно, что у Сталина и его разноплеменных приспешников была прямо-таки зоологическая ненависть ко всему украинскому. Но если украинский язык и украинскую песню на первых порах своего господства они еще как-то терпели, то носители украинского героического эпоса - кобзари были для них костью в горле. Уже с первых дней утверждения в Украине власти «рабочих и крестьян» большевики устраивают за слепыми и беспомощными народными певцами настоящую охоту и расстреливают их на месте, как дикое зверье, без суда и следствия".
Аффтар, правда, сразу сознается, что "в архивах бывшего НКВД-КГБ исследователи кобзарского искусства никак не могут найти документального подтверждения этой ужасной трагедии". А также в том, что сами патриархи-кобзари, дожившие до 90-х, такие, как Андрей Бобырь,
Евгений Адамцевич, автор "Запорожского марша",
Георгий Ткаченко и другие патриархи кобзарского искусства отрицали небылицы, как они говорили, о "съезде расстрелянных кобзарей".
Но поскольку политическая целесообразность выше истины, аффтар нашел более объективного свидетеля, чем кобзари. Это
бывший агент отдела дезинформации британской разведки - Информационного исследовательского отдела (IRD) Роберт Конквест. со своей "Жатвой скорби", написанной
по заказу ОУН за 80 тыс. долларов:
«Популярная в народе национальная культура на протяжении веков поддерживалась в украинском селе бардами, воспетыми Шевченко кобзарями, которые, путешествуя от села к селу, зарабатывали на жизнь исполнением древних народных песен и пересказыванием народных баллад. Они постоянно напоминали крестьянам об их свободном и героическом прошлом. Это «нежелательное явление» теперь было подавлено. Кобзарей созвали на съезд и, собрав их там всех вместе, арестовали. По имеющимся в наличии сведениям, многих из них расстреляли - и в этом была своя логика, - потому что от них было мало пользы в лагерях принудительного труда».