[Spoiler (click to open)]Итак, 8 сентября в районе островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:
1.
В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.
2.
По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом. Благо до льдов было еще далеко. До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу. Смеркалось... И вот построение каравана в строй кильватера:
3. .
4.
5.
Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.
И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет в кильватер за первым ледоколом.
7.
Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего. А вот и первые льды на пути движения флотилии:
8.
9.
И вертолет, пришедший с ледовой разведки. 10.
При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".
11.
Вот караван проходит танкер:
12.
И он пристраивается в кильватер:
13.
Теперь головная часть каравана выглядела вот так:
14.
15.
Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:
16.
На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:
17.
Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах 18.
Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд. И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:
19. Атомный ледокол "Ямал"
20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
21.
22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"
23. БДК "Оленегорский горняк"
24. Ну, а танкер "Дубна" вы уже видели:
23. А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.
Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач" расширяет его еще на корпус.
24.
На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.
25.
Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - мыс Челюскин.
26.
В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна. Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения. Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:
И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"
31.
32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.
33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!
34.
35.
36.
37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.
А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала. Это был наш завершающий караван в этом заплыве. Но, как и обещал в первом фото-отчете о рейсе - будут еще фотографии с акватории Северного Морского пути.