Казаться, а не быть. Стремление казаться богатым массово охватывает жителей Украины
Aug 09, 2013 21:48
Скромно зарабатывающие сограждане, чтобы доказать окружающим свою состоятельность, покупают автомобили премиум-класса и самые дорогие телефоны. Стремление казаться богатым и успешным массово охватывает жителей небогатой постсоветской Украины, - пишет Екатерина Иванова в № 30 журнала Корреспондент от 2 августа 2013 года.
Среди главных черт современных украинцев британец Мартин Нанн, гендиректор международной пиаркомпании Whites Communication, имеющей офис в Украине, называет безудержное стремление совсем небогатых людей жить на широкую ногу.
“У нас в офисе девушка упала в обморок из-за недельного голодания, поскольку потратила всю свою зарплату на туфли, - рассказывает Нанн. - Туфли были красивые, но вряд ли стоили того, чтобы за них умереть”.
Однажды Нанну пришлось помогать молодому киевлянину толкать его дорогой спортивный Porsche, потому что у того не было денег на бензин, вспоминает британец еще один эпизод из своей жизни в украинской столице.
Бывая в киевских ночных клубах, Нанн удивляется, когда безупречно и дорого одетые посетительницы подсчитывают наличные в кошельке, прикидывая, могут ли они позволить себе купить один стакан воды или хватит и на два.
Склонность среднего украинца приобретать иномарки премиум-класса существенно дороже его квартиры, спускать зарплату на новейшие гаджеты или дорогую брендовую одежду, а затем класть зубы на полку подмечают не только европейцы. О той же национальной специфике свидетельствуют и данные исследования Базовые ценности россиян в европейском контексте Института социологии Российской академии наук, проанализировавшего жизненные ценности граждан 25 стран Европы.
“Украина, Россия, Литва и остальные постсоветские республики значительно опережают [другие европейские] страны по тому компоненту, где в фокусе богатство и власть над людьми, но не демонстрация своих способностей”, - говорит работавший над исследованием Владимир Магун.
Склонность к жизни не по средствам, а также озабоченность собственным невысоким материальным статусом сформировались благодаря культу потребления, пришедшему в Украину с Запада после распада СССР, отмечают социологи.
[Spoiler (click to open)] Но если в Европе консюмеризм стал органичной чертой развития цивилизации, то в бывших советских республиках, долгое время отделенных от капиталистического изобилия железным занавесом, он приобрел гипертрофированные и несколько болезненные формы, уверены эксперты.
Не по Сеньке шапка
Пытаясь поймать такси в Киеве, Нил Кэмпбелл, владелец украинского издательского дома PAN Publishing, не поверил глазам своим: на взмах его руки остановился массивный Lexus - Кэмпбелл предполагает, что стоит он никак не меньше $ 50 тыс.
Водитель говорил по-английски и рассказал, что заработал на такой автомобиль, занимаясь сделками с недвижимостью. При этом он живет в крохотной квартирке на Левом берегу, а в последнее время вообще пребывает на мели, вот и подрабатывает частным извозом. И даже в стесненных обстоятельствах оставаться счастливым ему помогает обладание шикарным автомобилем.
“Меня всегда удивляет и шокирует, когда люди хотят быть тем, кем они не являются, - говорит Кэмпбелл, который сам ездит на довольно скромном для своего статуса Mitsubishi Lancer ценой $ 20 тыс. - Это, конечно, встречается везде в мире, но особенно заметно в Украине. Мне кажется, многие люди верят, что они становятся лучше, когда демонстрируют богатство, даже если его на самом деле нет”.
В первую очередь украинцам позволяет себя чувствовать комфортно обладание дорогим автомобилем. В немалой степени поэтому, по данным информационно-аналитической группы AutoConsulting, в 2011 году Украина вместе с Германией и Россией вошла в тройку лидеров по количеству проданных машин класса люкс. А в 2012-м продажи в Украине сегмента luxury, например марок Rolls-Royce, Maybach и Bentley, стоимость одного экземпляра которых в среднем достигает $ 500 тыс., выросли на 50%.
Причем, как утверждают эксперты, пик продаж люксовых автомобилей пришелся на годы глобального экономического кризиса. Накануне этого периода в Украине открылись первые автосалоны Rolls-Royce, Maserati, Lamborghini, а после кризиса - еще и Aston Martin и Ferrari. По оценке дилеров, дорогие машины в первую очередь покупают те, кто хочет таким образом подчеркнуть свой статус.
24-летняя Алена Лоран, телеведущая и звезда телесериала о золотой молодежи Ка$та, приобретение люксовых автомобилей называет “понтами [их владельцев - мужчин], рассчитанными на легкую добычу женщин и произведение впечатления на товарищей по бизнесу”.
А эксперты замечают: среди тех, кто покупает такие машины, люди с разной толщиной кошелька. Их главная мотивация - хотя бы внешне приобщиться к высшей социальной касте.
Кратчайший путь к этому - приобретение дешевых подделок под известные бренды. По данным Антонины Пахаренко-Андерсон, вице-президента по вопросам интеллектуальной собственности Украинского национального комитета Международной торговой палаты, 48 % молодежи осознанно покупают подделки известных брендов на рынке.
“Лучше всего берут D&G, - делится своими маркетинговыми исследованиями Анна, торгующая на столичном Троещинском рынке сумками, имитирующими товар известного бренда, стоимостью 300 грн. каждая. - Неплохо идет Miu-Miu, Fendi, Prada”.
При этом Анна не скрывает от покупателей происхождение своего товара. “Сумки кустарного производства - шьют в Одессе”, - просто говорит продавец.
Лоран признается, что ей тоже приходилось покупать подделки.
“Были времена, когда не было денег покупать брендовые оригинальные вещи, я носила копии. Засмеяли. Пришлось постепенно эту оплошность исправить”, - рассказывает она. Отныне большая часть зарабатываемых ею средств уходит на обновление качественного гардероба.
“В обществе, в котором я вращаюсь, и местах, которые я посещаю, по-другому никак”, - разводит телеведущая руками.
Лоран рассказывает, что из-за насмешек ей пришлось переехать из “Кукуево” - так ее друзья и знакомые называют спальный район Позняки - в центр Киева.
Под влиянием хозяйки и ее окружения водитель Лоран недавно купил в кредит последнюю модель iPhone. Сама телеведущая вспоминает, как несколько лет назад уговорила своего приятеля подарить ей на день рождения мобильный телефон класса люкс Vertu стоимостью около 5 тыс. евро.
“Никто не верил, что он настоящий, и посмеивались, что я “подкармливаю” Китай, потому как я [тогда] не имела соответствующего статуса, чтобы пользоваться такими игрушками”, - поясняет Лоран.
Впрочем, покупка дорогих, “не по Сеньке”, вещей понятна большинству соотечественников, а вот в глазах благополучных европейцев это выглядит нелепо. Жителя Мадрида Игнасио Баррадо, побывавшего в Киеве и спускавшегося в метро, которым в Украине в основном пользуются люди невысокого достатка, удивила размещенная там реклама, рассчитанная на состоятельных граждан. “Например, iPhone, украшенный камнями Swarоvski”, - вспоминает иностранец.
Поразило Баррадо множество дорогих машин, стоящих у подъездов скромных многоэтажек спальных окраин Киева. Он был уверен, что люди, живущие в маленьких дешевых квартирах, вряд ли могут себе позволить такие автомобили.
Йонас Найберг, редактор журнала Национальной федерации профессиональных музыкантов Швеции, бывал в Украине неоднократно и каждый раз поражался правилам жизни, как он говорит, здешнего “мачо-общества”.
“Такое впечатление, что от женщины тут требуется выглядеть сексуально и дорого, а от мужчины - показывать, что он при деньгах”, - недоумевает швед.
Именно в этом Найберг видит причину того, что и те и другие хотят казаться кем-то значительным, а не быть им. Швед признается, что ему это кажется “очень старомодным и грустным”.
“В интеллектуальной Европе высокий академический титул более важен, чем модная машина или силиконовая грудь”, - говорит Найберг.
Чем выше уровень образования, тем меньше людям свойственно стремление казаться, а не быть, констатирует Павел Фролов, возглавляющий лабораторию социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии. Однако в системе ценностей украинцев в последние годы интеллектуальная составляющая играет все меньшую роль, отмечает эксперт.
Испытание роскошью
Жизнь в стране, которая в течение многих лет по разным причинам не может выйти из фазы бедности, развивает в соотечественниках комплекс неполноценности. Покупая на последние деньги атрибуты роскоши, они подавляют его, но при этом обманывают себя и других в том, что могут себе это позволить, рассуждает Александр Стражный, психотерапевт, автор книги Украинский менталитет.
“Как большой живот символизирует богатство лишь в голодном обществе, так и дорогая, броская одежда, золотые украшения играют важную роль в показном потреблении только относительно бедных стран”, - пишет в своей монографии Поведение потребителей питерский социолог Владимир Ильин, в область научных интересов которого входят социальное неравенство и потребление.
Эксперты подчеркивают, что для большинства покупателей дорогих вещей не так важен предмет покупки, как приобщение к более высокому статусу. В государствах, где капитализм только развивается, это тотальное увлечение. Потребляется не столько вещь или услуга, сколько отражение этого факта потребления в глазах окружающих, объясняет киевский психоаналитик Ирина Михайлошина.
Согласно данным Киевского международного института социологии (КМИС), уровень удовлетворенности жизнью в украинской столице по шкале от -100 и до +100 в 1985 году находился на отметке +33, а в 1989-м, с падением железного занавеса, резко опустился до +1. Жители страны несравнимо больше стали бывать за границей, видеть по ТВ картинки комфортной западной жизни.
К тому же появился такой “раздражающий фактор”, как реклама, нередко прививающая украинцам потребности, в которых они по большому счету не нуждаются, заставляя их чувствовать себя неудовлетворенными, констатируют аналитики. Источник