Наша пресса уже писала о таких печально известных деятелях украинских церковных расколов, как Филарет и Андрей Шептицкий. Следующий персонаж из той же обоймы - автокефальный патриарх Мстислав.
Степан Иванович Скрыпник родился в 1898 году. Мать его, полтавская мещанка, в девичестве носила имя Мариамна Петлюра, так что наш герой приходится родным племянником "головному отаману" и главному погромщику Украины Семену Петлюре. Во время гражданской войны дядя пристроил родственничка на должность своего адъютанта. Хотя ни о каких воинских подвигах юного Скрыпника ничего не известно, позже он получил звание полковника петлюровской битой армии. Однако в эмиграции пустой чин не кормит. И осевший в Ровно Скрыпник начинает сотрудничать с польской тайной полицией "дефензивой", по линии которой устраивается секретарем гмины в с.Борсуки, а затем секретарем Ровенской волости. Добросовестным выполнением своей доносчичьей работы он привлек внимание Волынского воеводы Г.Юзефского, по рекомендации которого стал депутатом польского сейма и в 1926-1930 обучался в высшей школе политических наук в Варшаве. По возвращении, в 1931 Скрыпник создал и возглавил "Волынское украинское объединение" - фактически филиал печально известной ОУН.
Польское правительство, стремясь посильнее оторвать местное население от Украины, в 1925 стимулировало провозглашение автокефалии православной церковью Польши во главе с митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским). Московский патриархат не признал еë, запретив Дионисия в служении, но именно Польская АПЦ стала первым церковным "контактом" Скрыпника. 9.4.1932 на торжественной хиротонии нового Луцкого епископа, бывшего петлюровца Поликарпа (Сикорского) среди гостей были Волынский воевода Г.Юзефский и лидер ВУО пан Скрыпник. Через несколько месяцев - новый "контакт". 29.8.1932 во время торжественного богослужения в Почаевской лавре на процессию напали боевики ОУН. Церемония была сорвана, многие священники и миряне избиты. Руководил погромом депутат сейма Степан Скрыпник, выполнявший указания Юзефского.
Услуга за услугу: в 1936 Скрыпника переводят из провинциального Луцка во Львов. Во время воссоединения западноукраинских земель в 1939 он успевает разок выступить с призывом к украинцам: "не защищать Польшу… ибо она была нам мачехой", после чего стремительно бежит в Краков под крылышко немецких оккупантов и старых знакомых из ОУН. Вскоре он был назначен инспектором городского старостата Холма.
Наступил 1941 год. Скрыпник не дремлет: 14 апреля он участвует во "Втором Великом Зборе ОУН", после начала Великой Отечественной Войны в обозе немецких оккупантов появляется в Ровно в чине "фюрера пропаганды" и уже 31 августа создает и возглавляет "Украинскую раду доверия", главной задачей которой "есть мобилизация всей энергии украинцев, чтоб активно помогать немецкой армии достигнуть в кратчайший срок полной победы". В тот же день "Рада" в полном составе (Скрыпник, фашистский борзописец У.Самчук, атаман "Полесской Сечи" и комендант полиции Т.Боровец, епископ Поликарп и др.) хлебом-солью приветствует главкома немецких ВВС на Украине генерала Кицингера. 1 сентября "издатель и главный руководитель" С.Скрыпник начал выпускать оккупационную газетку "Волынь" (ныне реставрированную национал-державниками). Данных титулов показалось мало и с 29.1.1942 он начал подписываться "основоположником и главным редактором". А просто редактором "Волыни" работал вышеупомянутый Улас Самчук, которого ныне отечественные "літературознавці" характеризуют с придыханиями как "видатного митця сучасності". Излишне говорить о том, какие материалы кроила "сладкая парочка", достаточно перечислить названия: "Адольф Гитлер", "Требования сурового времени", "Полип мирового еврейства", ”Завоевываем города”, "Европа освобождается от евреев". "Український народ,- писал Скрыпник.- прагне спричинитися до перемоги Великої Німеччини, що веде боротьбу за перебудову… цілої Європи, вважаючи, що знищення Москви є головною до цього передумовою. Тому всі ділянки життя мусимо підпорядкувати тій меті. Церкву теж. Мусимо скінчити с партизанами…" [Spoiler (click to open)] Сказанное - в жизнь. Вскоре германское начальство перебрасывает Скрыпника на укрепление церкви. Следует уточнить, что епископ-флюгер Поликарп в 1939 признал юрисдикцию Московской патриархии. После оккупации Украины немцами здесь в 1941 стала действовать Украинская автономная церковь, признающая Московский патриархат, во главе с экзархом Алексием (Громадским). Поликарп присоединился к ней, но тут из небытия возник Дионисий, решивший восстановить Украинскую автокефальную церковь и назначил Поликарпа архиепископом и "Временным администратором УАПЦ". Скрыпник стал его замом. Самосвятский автокефальный собор в Пинске в феврале 1942 (в составе 2 архиерееев) начал торопливо лепить "епископов". Однако ходить у архиепископа замом без церковного сана неудобно и в апреле 1942 очередь дошла до Скрыпника. В течении нескольких дней он был высвячен в иереи, дьяконы, монахи… 12.5.1942 в Свято-Андреевском соборе Киева он под именем Мстислава был возведен в сан епископа Переяславского и назначен викарием Киевским. Немцы сразу признали УАПЦ и назначение было утверждено гауляйтером Украины Э.Кохом. Необандеровцам, отрицающим церковный коллаборационизм, зацитирую телеграмму, напечатанную в украинской газете "Наступ" (Прага) №28 от 12 июля 1942: "В годовщину вступления по Вашему приказу храбрых сынов великого немецкого народа на украинские земли… мы, епископат УАПЦ шлем из Киева от имени всего украинского народа уверения в нашей глубочайшей благодарности за освобождение и нашей верности высоким идеям, к воплощению которых призвало вас провидение". Адресат - Адольф Гитлер. Подписали - епископы Никанор, Мстислав (Скрыпник), Фотий, Сильвестр.
В ноябре 1942 гестапо поручило Скрыпнику, как своему давнему агенту, установить связь с атаманом Тарасом Бульбой-Боровцом, который в то время играл в оппозицию к немцам. "Вы с остатками ваших людей из т.н. "Полесской Сечи", которая в прошлом году так славно сотрудничала с немецкой армией и ликвидировала большевицкие недобитки - сегодня занимаете какое-то непонятное положение",- взывал Мстислав в своих письмах. "Наша обязанность - абсолютно честная и более активная помощь Германии в еë борьбе… Если бы вы действительно заняли противонемецкие позиции и, не дай бог, действительно проводили борьбу с немецкой властью на Украине, то, как архипастырь… я был бы вынужден остро и прилюдно осудить этот ваш шаг. Но я в это не верю, как не верят и многие другие". Ответ атамана был гораздо короче: "Начатая переписка излишня. Вы сотрудничаете с любой властью на Украине… Я понимаю политику компромиссов, но не признаю самооплевывающего лакейства".
Обломом кончилась и другая инициатива Мстислава: попытка соединить автокефальную и автономную церкви под немецким начальством. Митрополит Алексий (Громадский) отказался от своей подписи под актом объединения. И тогда... В мае 1943 Алексий был вызван немецким гебитскомиссаром в Луцк. По дороге Кременец-Дубно машина была расстреляна бандеровцами, все пассажиры убиты. "Приглашение на смерть" инициировали епископы Мстислав и Поликарп. По их же наводке в сентябре был убит ушедший из раскола епископ Мануил (Тарнавский). Сомнений в причастности автокефальных владык не было даже у немецких властей: они обратили внимание, что на похоронах Алексия не было ни представителей УАПЦ, ни даже официальных соболезнований. Более того, Сикорский и Скрыпник в своих проповедях не раз угрожали судьбой Алексия иерархам, отказывающимся присоединяться к автокефальному расколу.
Кстати, вышеперечисленные факты начисто опровергают байку, запущенную в 1957 эмигрантской газетой "Українське православне слово", что якобы "Вл.Мстислав был арестован 14 октября 1942 и он пребывал в изоляции аж до конца 1943". Приведем хронологию: в октябре 1942 Мстислав в Почаевской лавре уламывает владыку Алексия. Письма Бульбе написаны: первое 12.11.1942 в Корце, по дороге из Ровно в Киев, второе - 15.11.1942 в Киеве. Письмо-ответ он получил в Киеве 28 ноября и ходил жаловаться на атамана в гестапо. Кстати, по данным Ю.Мельничука, во время жития в Ровно Мстислав вел весьма разгульную жизнь. "А когда одна из обесчещенных Мстиславом верующих девчат заявила, что разоблачит его перед народом, то заплатила за это жизнью". Глава Абвера-2 генерал Лахузен отмечал в феврале 1943: "Вполне позитивные отзывы приходят из Киева о добросовестном сотрудничестве с нашей службой и СД епископа Степана Скрыпника. Именно с его помощью удалось выследить разветвленную партизанскую группу на Полтавщине". Так что обижать Мстислава немцам было не за что.
Красная Армия переломила хребет фашистам и погнала их на Запад. Вслед за хозяевами драпанул и Мстислав с компанией. "Епископы" осели в Бреслау, а герр Скрыпник как "представитель УАПЦ при немецких властях", добежал аж до Берлина. Представлял он, видно, плохо, ибо 17.11.1944 исхудавшие епископы вызвали его на заседание и потребовали отчета: куда деваются деньги, отпускаемые немцами на нужды УАПЦ? Внимание, это первый задокументированный случай Скрыпниковского хапужества! Он отказался отвечать, ибо говорить было нечего. Епископ Сильвестр напомнил еще о 10000 словацких крон, полученных Мстиславом в Братиславе на нужды УАПЦ. Тот в ответ начал угрожать. Дело кончилось тем, что епископат единогласно высказал ему недоверие и потребовал "лишить церковного выскочку и вора Мстислава полномочий представлять УАПЦ при немецкой власти". Увы, они напрасно старались. Предусмотрительный Стефко Скрыпник не всë прокутил в Братиславских ресторанах, кое-что осталось и перекочевало в карман Поликарпа (по данным В.Полякова, сей митрополит на бегу успел в 1944 провозгласить себя "Патриархом всея Украины"), поэтому "полномочия" остались на месте.
Грянул над землей победный Май 1945. Бандеровское охвостье, и церковное, и светское, укрылось в западной зоне оккупации. Американские власти назначили Мстислава комендантом лагеря "перемещенных лиц" ("ди-пи") в Оффенбахе. Но вскоре его сибаритские страсти снова дали о себе знать. Кому-то из обслуги показались подозрительными частые уединения владыки с компанией в лагерной церквушке. И однажды "военная полиция" нагрянула туда с обыском. По свидетельствам, представшая картина была живописной: "Напівоблаченний до богослуження Мстислав щось маніпулював перед престолом, а кілька мирських і церковних "діпістів" клячали. Дехто з них просто рукою витирав масні губи, інші щось дожовували… один переміщенець з оточення "головного отамана" лежав п´яний під лавою і відчайдушно боровся з гикавкою". Начался обыск и из-под алтаря посыпались разнообразная одежда, обувь, сало, колбасы, буженина, курятина, гусятина, мука, сахар, шоколад, сигареты, водка и прочее добро. Если учесть, что большинство "ди-пи" вело полуголодное существование, можно понять, что взрыв возмущения был так силен, что даже американская администрация была вынуждена среагировать. Приведем документ: "20.2.1946. ЮНРРА. Отдел 515. ДП лагерь В 558. Господину С.Скрыпнику от ЮНРРА лагеря 558. Согласно приказа высшего американского военного командования, вы должны быть перевезены американским военным авто в другой ДП лагерь. Необходимо, чтобы вы были готовы 21 февраля в 9 ч. утра… Вы можете забрать с собой ваши личные вещи. До того времени вам запрещено выходить из лагеря. ЮНРРА, отдел 515. Оффенбахский ДП лагерь, директор Г.Стерлингер." Под улюлюканье "ди-пи" владыку перевезли в лагерь Дармштадт, а в 1947 он в компании с бывшими вояками дивизии СС "Галичина" выехал в Англию. Основав здесь "епархию УАПЦ", Мстислав двинулся за океан.
В США и Канаде еще с 1920-х годов существовала "епархия УАПЦ" во главе с участником "липковского" раскола митрополитом Иоанном (Теодоровичем). "Поликарповцы" решили подчинить еë и делегировали сюда мистера Скрыпника. Ему удалось очаровать местных прихожан и в 1947 собор в Торонто избрал его главой автокефальной церкви Канады, отколовшейся от США. Вторая, бандеровская волна эмиграции быстро придавила остатки первой волны. Смирные гуцулы, бежавшие за океан в поисках работы еще до революции, не смогли противостоять агрессивным галичанам, имевшим опыт другой "работы" - палаческой. Именно с конца 1940-х годов американо-канадская эмигрантщина стала змеиным антисоветским кублом, освящаемым епископом Мстиславом. Здесь, на оперативном просторе вовсю развернулись его хапужеские инстинкты. В Канаде владыка начал сбор средств на строительство монастыря-скита св.Николая в Гримсби. А когда накопилось 85000 долларов, присвоил их и… выстроил себе шикарную виллу "Боян". Возмущенные канадцы вышибли его в США, но предусмотрительный епископ оперативно "объединился" с американской "митрополией" Иоанна (Теодоровича) и занял при нем пост заместителя. Канадцы не захотели быть под его началом и пригласили к себе "первоиерархом" епископа Иллариона. А Мстислав снова занялся привычными махерами, теперь в США. Собирал деньги на детский приют - и в 1958 купил себе два шикарных авто, зарегистрировав их в Тремтоне как личную собственность. В 1953 начал сбор 100 000 долларов на строительство храма в Баунд-Бруке, собрал 500 000, а церковь и к 1960 еще не была построена. В 1959 продал принадлежавшие общине дома и церковь на 14 стрит в Нью-Йорке, а вырученные деньги присвоил. Прихожанам же предложил ходить молиться на 82 стрит в пуэрториканский (!) храм, где снял угол. За подобные махинации Мстислава исключили из состава епископата УПЦ в США, но вскоре ему удалось добиться отмены этого решения.
Не только на деньги был падок Мстислав. Окружив лестью престарелого Иоанна (1887 года рождения), он в 1955 становится архиепископом, затем главой консистории, канцлером, а в 1971 после смерти Иоанна - митрополитом УПЦ в США. Но и этого мало: он начинает величать себя "Первоиерархом православных украинцев в свободном мире", а в конце 1970-х выдвинул претензии на титул "Патриарха" (в то время среди главарей карликовых эмигрантских псевдоцерквей пошла своеобразная мода провозглашать себя "патриархами", например, униатский митрополит И.Слипый сделал это в 1975).
Отличался Мстислав и своими "экуменистическими" подвигами: попросту говоря, вовсю якшался с униатами. Еще в 1946 по его инициативе автокефальный собор в Западной Германии осудил решение Львовского собора о ликвидации унии. Потом, в 1963, он проигнорировал решение зарубежных православных церквей не участвовать в католическом 2 Bатиканском соборе, участвовал как официальный представитель в его 2 сессии, совершил службу вместе с униатским главарем И.Слипым и подарил ему золотой крест. В 1973 во время 2 Всемирного Конгресса вольных украинцев (национал-эмигрантское сборище) Греко-Православная церковь Канады, УПЦ США и УАПЦ в Европе провозгласили создание "Объединенной УПЦ в свободном мире" во главе с митрополитом Мстиславом, но уже через несколько месяцев канадцы отбросили его предложение о создании единого административного органа. Наверно, вспомнили его прежние "подвиги". В 1974 конференция УПЦ США под его руководством приняла резолюцию в поддержку сионистов, заявив, что "отдают должное руководителям организованного еврейства в свободном мире за их умелые действия". Ах, как жаль, что к этой резолюции мистер Скрыпник не присовокупил парочку цитат из своих антисемитских статей 1940-х годов, например, такую: "Судьба мирового еврейства была решена в ту минуту, когда Адольф Гитлер объявил против него борьбу вплоть до окончательного уничтожения" ("Европа освобождается от евреев"//"Волынь" 12.3.1942). В 1976 Мстислав совершил визит в Парагвай на открытие очередного памятника Шевченке и поприветствовал местного фашистского правителя А.Стресснера словами: "В Вашем лице мы признаем государственного деятеля, служащего гуманизму не на словах, а на деле". В марте 1986 Скрыпник решил блеснуть "национальной солидарностью" и отбил телеграмму президенту Израиля Х.Герцогу с просьбой заступиться за "набожного и верного сына церкви" Ивана Демьянюка. Это тот самый военный преступник, фашистский палач-надсмотрщик в лагерях смерти Треблинка и Собибор, суд над которым проходил тогда в Израиле. Подходящий объект заступничества для бывшего агента гестапо! А как не вспомнить многочисленные интриги владыки, его попытки в 1980-х годах вбить клин между Московским и Константинопольским патриархами, ведь УАПЦ так до сих пор никем и не признана.
Печальный финал жизни Мстислава совпал с "перестройкой" и "незалежностью". Поначалу всë шло хорошо: западноукраинские парафии одна за другой стали объявлять о своем переходе в автокефалию, 30.10.1989 их представители избрали Мстислава своим Первоиерархом, а 6.6.1990 "восстановительный собор УАПЦ" избрал его "Патріярхом Київським і всієї України" (так в официальных документах Баунд-Брукской канцелярии). Поскольку престарелый Скрыпник не торопился в Украину, его местоблюстителем стал бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), лишенный к тому времени сана и священства за раскол. В ноябре 1990 Мстислав изрëк своë "Фе" и назначил местоблюстителем (впоследствии управделами) "хор-епископа" (впоследствии митрополита) Антония (Масендича).
И тут началось грустное. Митрополит УПЦ Филарет (Денисенко), стремясь оторвать украинское православие от Московского патриархата, пошел в раскол. Его поддержала лишь кучка националистов-рясоносцев, а Архиерейский суд РПЦ лишил сана и священства. Тогда он совершил невероятный кульбит, договорился с Антонием (Масендичем) и грянул приснопамятный "Объединительный собор" 1992, скрестивший УАПЦ с филаретовцами и породивший необыкновенного мутанта - УПЦ-КП. Мстислава для проформы оставили главой, но фактически всеми делами заправлял "заместитель патриарха" Филарет, оперативно опутавший сетями своих связей всю тогдашнюю правящую верхушку "незалежной Украины", включая президента Кравчука и голову Верхрады Плюща. Мстислав опоздал, поэтому его визиты в Украину в июле и декабре 1992 и беспомощные протесты оказались безрезультатными. Вор у вора дубинку украл. Одинокий старик в обшарпаном гостиничном номере вызывал лишь жалость у интервьюировавших его журналистов "Независимости". Всë, что он успел сделать: отлучить от УАПЦ своего бывшего любимчика Масендича и благословить январское (1993) архиерейское собрание, объявившее о непризнании УПЦ-КП и восстановлении УАПЦ. 11 июня 1993 Степан Иваныч Скрыпник скончамшись. Его печальное наследство - УАПЦ - трясет расколами и скандалами. Самосвяты еще пыжатся, то призывая себе первоиерархов из США, то пытаясь примазаться к Константинопольскому патриархату, но 1082 общины на всю Украину (84% которых которых сосредоточено в Галичине) и 530 священников - жалкий результат для церкви, провозгласившей собственный "патриархат".
Юридический факт: С.И.Скрыпник почти всю жизнь прожил и умер АПАТРИДОМ.