Немного о символах

May 10, 2013 17:48

Оригинал взят у putnik1 в ЛИШНИЕ МЕТРЫ



Если предложить украинцам на выбор, без чего они предпочли бы остаться - без Крыма или без Шевченко, - то украинцы (я имею в виду тех, кто не по паспорту, а по своему выбору считает себя украинцем) - украинцы предпочтут потерять Крым. Ну, так мне кажется. Может потому, что я лично предпочел бы потерять Крым, хотя должен признаться, что не люблю Шевченко - ни литератора, ни художника. Но понимаю, что нации трудно состояться без национального поэта.

После этого я задал себе вопрос - а как бы поступили русские? Если поставить перед ними вопрос - чего бы вы предпочли лишиться - Пушкина или Сибири? Я понимаю, что тут нет полной аналогии, особенно с Украиной. Потому что Сибирь гораздо важнее Крыма. И потом в Сибири живут сегодня те же русские. Ну, может не совсем те же - некоторые из них сами вслух говорят, что, дескать, мы другие, особые и отдельные. Но это все равно русские.

Тем не менее вопрос остается - если опросить русских из европейской части России, и не всех - только образованных. Вот что они бы предпочли? Я могу сказать, что я сегодня не знаю ответа. Но они наверное знают - вот что они бы выбрали?

Дорогой Виктор Петрович aka trim_c попросил меня вынести на обсуждение этот "Трудный вопрос", поскольку, во-первых, его вполне украинутой аудитории тема не интересна, а во-вторых, и обращен вопрос не к традиционным посетителям его блога, но, скорее, ко мне и моим гостям. Что ж, размещаю  с удовольствием...

На мой взгляд, основу, - пунктиром, - для ответа дает сам Виктор Петрович своим предельно честным и кончептуально важным признанием: "не люблю Шевченко, но никому не отдам, потому что нации нужен национальный поэт". Возможно, он и не хотел этого, но путь рассуждений определен. Потому что, в самом деле, тот Шевченко, которого взгромоздили на пьедестал и чьим именем клянутся, на самом деле, вовсе не лысоватый, усатый, очень даровитый и крепко пьющий мужик, существовавший в реале и писать "для души" предпочитавший по-русски, а для кармана, - в рамках салонной моды на "все народно-этнографическое", - и ради статуса в тусовке, на забавном сельском говорке.

Речь о символе.

Максимально конкретно, не про человека даже, но про тот самый "Садок вишневий коло хати, Хрущі над вишнями гудуть, Плугатарі з плугами йдуть, Співають ідучи дівчата, А матері вечерять ждуть", давший когда-то внезапно озаботившимся поисками себя гоголевским старосветским помещикам основания утверждать, что, дескать, мы, малоросы, вовсе и не русские, а совсем-совсем другое. Пусть даже на голом хуторянстве и дремучей традиции. То есть, на "Кобзаре". При всем том, что сам Тарас Григорьевич жил-поживал в Питере, вышиванку натягивая только в крепком подпитии и"на Вкраiну милу", хотя бы в Киев, отнюдь не стремясь, - разве что просил "поховати" себя там, когда уже никакой разницы нет.

И совсем иное Александр Сергеевич, который "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу...". Понимаете? Дом Пушкина - не "садок вишневий", а вся Русь, от финских хладных скал до пламенной Тавриды и дальше, и "народ" его Руси в его понимании не исчерпывается "гордыми внуками славян" (всех, не разделяя!), но включает даже тех, кто пока что ("ныне!) диковат, и никто никого не стремится подогнать под свое лекало.

Иными словами: жить "по Шевченко" значит, - сводя к элементарному, -  урвать у большой семьи шматок сала, заховаться под шконку, тыча шилом в моргала тем, кто не согласен, и грызть своим кружком, ни с кем не делясь, но от всех, - поскольку салом единым жив не будешь, - требуя всего прочего. А жить "по Пушкину", - к тому же элементарному сводя, - означает осваивать огромный мир, своим среди своих и равным среди равных, где за единым семейным столом никто не лишний, а ежели прохожий завернет, так и ему не откажут.

А коль скоро так, значит, вопрос уважаемого Виктора Петровича изначально стоит на неверном фундаменте. Потому как, исходя из элементарной логики, ему (а равно и другим, "кто не по паспорту, а по своему выбору считает себя украинцем") следует, не ограничиваясь Крымом, вписать в реестр того, от чего следовало бы отказаться во имя сохранения Шевченко, и Новороссию, и Слобожанщину, и бывшие области Войска Донского, - короче говоря, всё, к "садку вишневому",  как основе национального самосознания, никакого отношения не имеющее, и зажить после того в мире и покое. Для "русского же из европейской части России", и не "только образованного", но и любого, кто, в самом деле, считает себя русским, - а таковых большинство, - признать потерянным все вышеперечисленное (и многое другое) означает, по большому счету, потерять и Пушкина.

Вот главный вывод, сделанный мною из "Трудного вопроса" дорогого trim_с.
И на том, без завитушек, ибо ни к чему умолкаю, с интересом ожидая возражений.

В качестве дополнения и иллюстрации вышесказанного предлагаю прочитать материалы " Вера в Украину": верую, ибо абсурдно!", в котором излагается Символ Веры настоящего украинца, а также отлитый в граните "Просвитой" " Кодекс свидомого украинца" "

украина, идентичность, россия, символизм

Previous post Next post
Up