Территория Советского Союза, захваченная немцами, подчинялась как военной (оперативная область), так и гражданской (области гражданского управления) администрации. Особые права получили в первую очередь уполномоченный по четырехлетнему плану Герман Геринг (руководство экономикой в оккупированных областях осуществлялось «штабом по управлению экономикой Ост») и рейхсфюрер СС и начальник немецкой полиции Генрих Гиммлер (ответственный за «полицейское обеспечение»). Кроме того Гиммлер, будучи рейхскомиссаром, выдвигал широкие требования по «укреплению германской народности». Службы СС и полиции не ограничивались выполнением своих непосредственных функций, их влияние на оккупированных территориях в ходе войны постоянно возрастало.
Во главе военной администрации стоял генеральный квартирмейстер верховного командования сухопутных войск (7-й отдел военной администрации). Начальники военной администрации при группах войск были одновременно командующими сухопутными войсками в тыловых областях, а при армиях были комендантами тыловых районов армий. Им были подчинены дивизии службы безопасности и другие воинские части, а также местные вспомогательные силы. К первичным органам военной администрации относились полевой комендант и начальник гарнизона. Общая ответственность за гражданское управление возлагалась на имперское министерство по делам оккупированных восточных областей под руководством Альфреда Розенберга, в то время как фактическая власть на местах находилась скорее в руках рейхскомиссаров. Управление всем гражданским населением было поручено «рейхскомиссариату Остланд» (Прибалтика и Белоруссия) под руководством Генриха Лозе. «Рейхскомиссариатом» Украины руководил Эрих Кох. Рейхскомиссариаты делились, в свою очередь, на генеральные и областные комиссариаты.
В компетенцию учреждений по четырехлетнему плану, а также служб СС и полиции входили директивы рейхскомиссарам и подчиненным им органам. Такое право имели также «командующие вермахта», назначаемые лично Гитлером. Они обладали особыми полномочиями в вопросах как военной экономики, так и военной безопасности на территории, подчиненной гражданскому ведомству. Отсутствие четкого разграничения соответствующих полномочий приводило к постоянным конфликтам между различными службами.
Отдельные службы управлений весьма по-разному относились к местному населению и имели разное представление о будущем оккупированных областей. Решения по проведению беспощадной политики, направленной на эксплуатацию и уничтожение местного населения, возлагались, прежде всего, на СС и полицию, но также и на штаб по управлению экономикой Ост, на отдельные отделы гражданской администрации и на вермахт. При этом оккупационные власти применяли дифференцированный подход к населению (не в последнюю очередь по критерию «расовой полноценности»), определенная часть привлекалась к сотрудничеству. Все это было направлено на достижение единственной цели - установление на Востоке долговременного господства Германии.
Выдержки из речи Альфреда Розенберга 20.6.1941 г. о политических требованиях в предстоящей войне против Советского Союза.
«Выставка «Строительство и планирование на Востоке» , Берлин 20. 3.1941 г.» 20. 4. 1941 г. Гитлер назначил Розенберга «уполномоченным по централизованному решению вопросов восточно-европейского пространства».
Снабжение немецкого народа продовольствием в эти годы, без сомнения, есть главное германское требование на Востоке, поэтому южные области и Северный Кавказ должны стать источником снабжения немецкого народа продовольствием. Мы ни в коем случае не считаем себя обязанными снабжать русское население из этих плодороднейших областей. Мы знаем, что это суровая необходимость, находящаяся за пределами чувств. Без сомнения, потребуется широкая эвакуация, и русским, безусловно, предстоят очень трудные годы. [...]
Мы ведем сегодня «крестовый поход» против большевизма не только для того, чтобы спасти от него «бедных русских», но и для проведения германской мировой политики и обеспечения безопасности германского рейха. [...]
Задачу нашей политики, мне кажется, надо видеть в том, чтобы разумно и целеустремленно поддержать стремления к свободе всех этих народов и привести их к совершенно определенной государственной форме, т.е. органически выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы, чтобы освободить германский рейх на грядущие столетия от восточного кошмара. [...]
Белоруссия имеет совершенно другой характер; но из балтийских стран придется, вероятно, выселить многие антисоциальные элементы, и для этих нежелательных элементов, так же как и из генерал-губернаторства, Белоруссия является подходящей областью для их приема.
«1» Отрывок из «Дополнения к директиве 33» начальника верховного командования вермахта Кейтеля от 23. 7.1941 г. по поводу обращения с советским населением.
Дело особой важности
Только через офицера связи!
Начальник Верх.ставка фюр.
верховного командования 23.7.1941
вермахта
14 экземпляров экземпляр...
Дополнение к директиве 33
После доклада главнокомандующего сухопутных войск фюрер приказал в дополнение директивы 33:
[...]
Войск, предназначенных для обеспечения безопасности завоеванных восточных областей, при большой протяженности этих пространств, хватит только в том случае, если любое сопротивление будет подавлено не путем юридического наказания виновных, а когда оккупационные власти наведут такой страх, который подавит в населении чувство протеста.
Следует возложить ответственность за спокойствие во вверенных им районах на командующих и войска, имеющиеся в их распоряжении. Командиры должны поддерживать безопасность и порядок на своей территории не требованием большего количества силы, а путем применения драконовских мер.
Кейтель
Письмо начальника полиции безопасности и СД Рейнхарда Гейдриха верховным фюрерам полиции и СС от 2.7.1941 г. относительно задач полиции безопасности и СД в оккупированных областях.
Копия!
Начальник Берлин, 2. 7. 1941 г
полиции безопасности.
и СД
Б.№ 4-1180/41 г Рс Секретно
а) верховному фюреру полиции и СС обергруппенфюреру СС Йекельну (через Краков для скорейшей передачи) в) верховному фюреру полиции и СС группенфюреру СС фон дем Баху (через командира СПСД в Варшаве для скорейшей передачи) с) верховному фюреру полиции и СС группенфюреру СС Прютцману (через полицию Тильзита для скорейшей передачи)
д) верховному фюреру полиции и СС оберфюреру Корземанну (через штандартенфюрера СС Олендорфа)
После того как начальник полиции по поддержанию порядка пригласил верховных фюреров СС и полиции, участвующих в реализации «плана Барбаросса», на совещание в Берлин, не поставив меня об этом в известность, я не смог снабдить Вас основополагающими указаниями о сфере деятельности полиции безопасности и СД.
Нижеследующим я настоятельно довожу до сведения мои указания для опергрупп и команд полиции безопасности и СД с просьбой о неукоснительном выполнении. [...]
3) меры по розыску:
На основе изданного главным управлением имперской безопасности особого розыскного списка «Ост» оперкомандам полиции безопасности и СД надлежит начать мероприятия по розыску лиц из этого списка.
Поскольку невозможно охватить всех опасных лиц в Советском Союзе, необходимо принять надлежащие меры по поимке и уничтожению всех, кто является политическим противником, даже если таковые не попали в указанный список.
4) Экзекуции:
Экзекуции подлежат все деятели Коминтерна (и вообще все профессиональные коммунисты-политики);
партийные работники ЦК, обкомов, райкомов высшего и среднего звена, а также экстремисты из низов;
народные комиссары;
евреи, занимавшие партийные и государственные посты;
экстремистские элементы (саботажники, пропагандисты, террористы, мятежники, подстрекатели и т.д.)
в каждом отдельном случае, если они не могут или уже не могут быть использованы для получения сведений политического и экономического характера. [...]
Не препятствовать попыткам самоочищения от коммунистов и евреев в только что оккупированных областях. Напротив, необходимо их поощрять, но не оставляя следов, чтобы эти местные деятели «самообороны» не могли позднее сослаться на распоряжения или политические гарантии. [...]
Особенно тщательно производить расстрел врачей и других лиц, занимающихся лечебной практикой. [...]
подп.: Гейдрих
верно: (печать)
подп.: Хелльмут,
секретарь полка
Отрывок из заявления Германа Геринга на совещании со штабом связи военно-хозяйственного и материального ведомства 16. 9. 1941 о продовольствии для советского населения.
Ясно, что градация в снабжении продовольствием необходима.
Сначала идут действующие войска, затем другие войска во вражеской стране и местные войска. Соответственно этому устанавливаются нормы питания. Затем снабжается немецкое невоенное население, и лишь потом местное население оккупированных районов. Обеспечиваться продовольствием в занятых областях должны только те, кто работает на нас. Даже если бы мы хотели обеспечить продовольствием всех прочих жителей, это было бы невозможно на недавно оккупированной восточной территории.
Циркулярное письмо командующего тылом группы войск Зюд от 8. 2.1942 г. об использовании советского гражданского населения на работах по расчистке дорог.
«Советское население на дорожных работах для вермахта, июнь 1942 г.» Командующий тылом группы войск Зюд Отдел 1а 5099/42 г. Секретно Штаб-квартира, 8. 2. 1942 Отн.: содержание и расчистка дорог.
Дороги для снабжения армий должны содержаться в любое время в проезжем состоянии. Для этого по требованию войск нужно самыми твердыми методами обеспечить беспрекословное участие в работах всего гражданского населения, будь то в метель или в холод. Борьба с трудностями зимы требует жесткости и полного понимания тактической необходимости этих мер. Господа дивизионные командиры, полевые и местные коменданты несут личную ответственность передо мной за строжайшее выполнение этих мер.
Командиры, отказывающиеся от этого, лом лежат снятию с должности и наказанию, о чем незамедлительно ставить меня в известность.
фон Рок
«женщины на Украине на погрузке камней для дорожных работ, июль 1943 г.» Выдержка из сообщения о выступлении рейхскомиссара Украины Эриха Коха на совещании в Ровно с 26 по 28 августа 1942 г. на предмет обращения с Украиной.
«Ла-фюрер» - сокращение для фюрера по сельскому хозяйству. Как представитель экономического управления он контролировал местное сельское хозяйство.
Гаулейтер прибыл прямо из ставки фюрера и выразил нам в необычайно признательных словах благодарность фюрера за работу »ла-фюреров». Политическую точку зрения и свои задачи рейхскомиссара он изложил следующим образом: свободной Украины нет. Цель нашей работы - заставить украинцев работать на Германию, а не осчастливить этот народ. Украина должна поставлять то, чего нет в Германии. Эту работу нужно проводить, не считаясь с потерями. Во всех странах Европы дела идут лучше, чем здесь. Снабжение продовольствием у нас в рейхе осуществляется по карточной системе. Черный рынок допускается лишь в незначительном объеме. У других народов черный рынок является основой, дополнительно выдаются карточки. Положение с продовольствием в Германии серьезное.
Производство падает из-за тяжелого положения с продовольствием. Повышение хлебного пайка является политической необходимостью для продолжения войны до победы. Недостающее количество зерна должно быть восполнено за счет Украины. Фюрер возложил на гаулейтера ответственность за то, чтобы это количество было обеспечено. Снабжение гражданского населения в силу важности этой задача совершенно безразлично. Благодаря черному рынку оно живет лучше, нежели мы себе представляем. Дискуссиям о новых обложениях нет места. Фюрер потребовал от Украины 3 миллиона тонн зерна для рейха, и они должны быть поставлены. Жалобы на недостаток транспортных средств он не желает слушать. Транспортную проблему следует решить за счет собственной фантазии.
Письмо руководителя партийной канцелярии Мартина Борманна рейхсминистру Розенбергу от 23. 7.1942 г. об обращении с местным населением.
Копия!
Рц 536 Аг Рс.
Рейхслейтер
Мартин Борманн
Ставка фюрера,
23 июля 1942 г. Бо/Ва.
Секретно!
Господину рейхслейтеру
Альберту Розенбергу Лично!
Берлин В 35
Раухштрассе 17/18
Многоуважаемый партайгеноссе Розенберг!
Фюрер желает, и я сообщаю Вам об этом по его поручению, чтобы Вы позаботились о соблюдении и проведении следующих принципов в оккупированных восточных областях:
1. Если женщины и девушки в занятых восточных областях делают аборты, то это для нас только к лучшему; немецкие юристы не должны ни в коем случае возражать против этого. По мнению фюрера, следует даже допустить торговлю противозачаточными средствами в занятых восточных областях, так как мы совершенно не заинтересованы в росте ненемецкого населения.
«Регистрация местного населения в украинской деревне представителями вермахта, лето 1942 г.» 2. Опасность того, что ненемецкое население в восточных областях начнет расти сильнее, чем до сих пор, очень велика, так как все жизненные условия для ненемецкого населения становятся, само собой разумеется, намного лучше. Именно поэтому мы должны принять необходимые меры против роста ненемецкого населения.
З. Для ненемецкого населения в занятых восточных областях ни в коем случае не должно вводиться немецкое медицинское обслуживание. Не может быть и речи, например, о прививках и подобных профилактических мерах для ненемецкого населения.
4. Ненемецкое население ни в коем случае не должно допускаться к высшему образованию. Если мы совершим эту ошибку, то сами вырастим грядущее сопротивление. По мнению фюрера, совершенно достаточно, чтобы ненемецкое население - в том числе так называемые украинцы - умело читать и писать.
5. Ни в коем случае не следует проводить какие-либо меры по воспитанию в ненемецком населении чувства хозяина! Необходимо действовать прямо противоположно!
6. Вместо нынешних письменных знаков в будущем следует обучать в школах нормальному шрифту.
7. Немцы должны быть в любом случае вывезены из украинских городов; даже размещение в бараках за пределами городов лучше, чем в городах! Ни в коем случае не благоустраивать русские (украинские) города, так как не следует повышать уровень жизни населения, а немцы должны поселиться во вновь построенных городах и деревнях, из которых должно быть строго удалено все русское (украинское) население. Поэтому дома, которые будут строиться для немцев, ни в коем случае не должны быть похожи на русские (украинские) дома (обмазанные глиной, с соломенной крышей и т.д.).
8. В старом рейхе, подчеркнул фюрер, слишком многое регламентировано и предписано; мы не должны ни в коем случае повторять эту ошибку в восточных областях. Для ненемецкого населения, следовательно, не следует слишком многое регламентировать: здесь следует ограничиться лишь самым необходимым. Немецкая администрация должна поэтому в любом случае быть малочисленной; областной комиссар должен работать с местными должностными лицами; ни в коем случае не должно быть единой украинской администрации вплоть до генерального комиссара или рейхскомиссара.
Копию этого письма я передал господину рейхсминистру и начальнику канцелярии.
Хайль Гитлер!
Ваш подп:
М. Борманн
Господину рейхскомиссару и
нач. рейхсканцелярии д-р
Ламмерсу Берлин, с просьбой
ознакомиться подп: М. Борманн
Экономическое управление
Главное руководство по экономическому управлению в оккупированных советских областях находилось в руках уполномоченного по четырехлетнему плану Германа Геринга и подчиненного ему «Штаба по управлению экономикой Ост». Непосредственно в областях «Экономический штаб Ост» действовал с подчиненными ему «хозяйственными инспекциями» и «хозяйственными командами» (в оперативной области) или - «военными инспекциями» и «военными командами» (в областях гражданского управления). Важную роль на местах играли «Ла-фюреры», которые стояли на нижней ступени иерархической лестницы, но отвечали за прямой контроль сельскохозяйственного производства. С конца 1941 г. к экономическому управлению относились также многочисленные штабы рабочих бригад и ведомства по труду, которые должны были обеспечивать поставку принудительной рабочей силы для нужд военной экономики Германии.
Главными целями экономического управления было обеспечение потребностей войск и максимальное изъятие продовольствия и сырья для нужд военной экономики Германии. С провалом «блицкрига» в оккупированных областях пришлось также вводить в действие важные производства вооружений, чтобы покрыть непосредственные потребности вермахта, хотя была запланирована долгосрочная деиндустрилизация страны.
Экономическая эксплуатация оккупированных областей происходила в тесном взаимодействии государственных и частнохозяйственных интересов и активных действий. «Восточные компании» (а также «монопольные общества»), имевшие торговую монополию в определенных отраслях хозяйства, управлялись как государством, так и частным сектором. При «подопечном управлении» (а также «подшефном управлении») отдельные предприятия руководились немецкими фирмами или консорциумами под государственным надзором. Осуществление приватизации промышленных и торговых предприятий, к которой с самого начала стремились предприниматели, отодвигалось на послевоенное время.
«Подопечное предприятие на Украине, 1943 г. Украинский филиал нефтяной компании Ол АГ являлся дочерней фирмой Континенталь-Ол, монопольной компании в нефтяной промышленности.» Выдержка из распоряжения уполномоченного по четырехлетнему плану Германа Геринга от 27. 7. 1941 г. об экономическом направлении немецкой оккупационной политики.
Рейхсмаршал Берлин, 27 июня 1941 г.
Великой Германской империи
Уполномоченный по четырехлетнему
плану В. П. 12028
На основании приказа фюрера об экономике в оккупированных восточных областях от 29 июня с.г. предписываю следующее:
1. Целью экономического руководства в оккупированных русских областях не является быстрейшее приведение в порядок всего хозяйства; протяженность русской территории и недостаток соответствующих специалистов заставляют сделать четкий акцент на тех отраслях экономики, которые играют решающую роль для германского военного хозяйства. Этими решающими направлениями являются зерно, масличные культуры, нефть и легкие металлы.
6. В принципе при выборе средств, с помощью которых должны управляться важные в военном отношении отрасли
хозяйства, решающим является только факт деловой целесообразности, т.е. вопрос, как достичь возможно большей производительности.
7. Решающим для всех мер является, наконец, то, что абсолютный приоритет имеют отрасли военного назначения. Я ожидаю от всех хозяйственных ведомств в оккупированных восточных областях, что этот принцип будет соблюдаться при любых обстоятельствах.
подпись: Геринг
Выдержка из сообщения восточной службы связи при И. Г. Фарбениндустри АГ от 3.1.1942 г. о хозяйственно-политическом будущем оккупированной советской территории.
По вопросу использования имеющихся возможностей восстановительных работ в восточных областях следует еще раз упомянуть, что Восток следует рассматривать как чисто аграрную и сырьевую базу Главные направления для будущих мер в оккупированных областях предусматривают решительную ликвидацию промышленных городов на юге, а также демонтаж годного к применению машинного фонда, особенно для производства цветных металлов и т.п. Все силы должны быть сконцентрированы на сельском хозяйстве и добыче нефти.
Выдержка из письма руководителя главной группы по продовольствию и сельскому хозяйству в восточном министерстве Ханса-Йоахима Рикке в отдел продовольствия и сельского хозяйства при рейхскомиссариате Украины от 22. 4.1942 г. о квотах поставок на Украине.
Рейхсминистр оккупированных
восточных областей
111/Е 3/101-8435/42
111/Е 3/101-35/42 г.
22. 4. 1942 г.
Восточное министерство
Секретно!
Господину рейхскомиссару Украины
Отдел продовольствия и сельского хозяйства
Ровно
Отн.: распоряжений экономического штаба Ост шефгруппы Па о натуральном обложении в хозяйственном году 1942/43.
На сообщение от 1. 4. 1942 г. Ац.2/557 -2а 1-
Приведенные в Вашей докладной записке от 1. 4. 1942 г. контраргументы против установления натурального обложения в размере 33,3% здесь известны и были предметом подробного обсуждения при разработке распоряжения. И все же к установленному в распоряжении размеру поставки я пришел по следующим причинам: Положение с продовольствием в рейхе, о чем вряд ли нужно говорить более подробно, заставляет нас при всех обстоятельствах придавать поставкам в рейх первостепенное значение. Поэтому невозможно сделать установку натурального обложения зависимой от соображений, которые учитывают, прежде всего, потребность в семенах, кормах и собственное потребление продовольствия на Украине. Последствия, возникающие из-за сокрытия этих необходимых для потреб бления в самой Украине количеств продовольствия, мне известны. Но здесь надо совершенно четко сказать, что эти последствия должны способствовать интереса снабжения рейха. [...]
«Взятие колхоза «под опеку» немецкого вермахта, август 1941 г.» Потребление продовольствия самой Украиной должно быть решено в последнюю очередь, так как в наступающую зиму речь совершенно ясно идет о том, следует ли снизить пайковую норму в Германии на еще более недопустимую величину или пуcть голодают некоторые украинцы. [...]
По поручению: подпись: Рикке
СС и полиция
Наряду с военным, гражданским и хозяйственным управлением самостоятельную роль в развитии концепций господства и их претворения в жизнь на оккупированных территориях играли СС и полиция. Как рейхсфюрер СС и начальник немецкой полиции Гиммлер ведал «полицейским обеспечением». Как шеф войск СС он располагал, помимо всего прочего, крупными военными формированиями. Как рейхскомиссару по укреплению немецкой народности ему принадлежала решающая роль в разработке планов для оккупированных территорий.
«Генеральный план Ост» предусматривал в целях длительного обеспечения немецкого управления радикальное сокращение коренного населения путем запланированного голода и насильственного выселения. В этом планировании расово-идеологические фантазии сочетались с экономически рациональными концепциями пространственного порядка.
Решающее значение для проведения в жизнь претензий на власть со стороны аппарата СС и полиции имела система верховных фюреров СС и полиции. Они были подчинены непосредственно Гиммлеру и несли ответственность, каждый в своей области и во взаимодействии с местными органами полиции безопасности и СД, за выполнение главных задач СС и полиции и образовывали собственно костяк «государства СС» , черты которого все более явственно проступали и на оккупированной территории Советского Союза.
С начала войны в оккупированные области сразу же вслед за армейскими подразделениями входили сформированные главным управлением имперской безопасности мобильные опергруппы (А-Д) полиции безопасности и СД. Их задачей была политико-полицейская борьба со всеми «враждебными рейху элементами», как это сформулировал Гейдрих, начальник главного управления имперской безопасности. Всякого рода «подозрительные» - коммунисты, евреи, цыгане, беженцы и прочие «нежелательные» группы населения - подлежали немедленному уничтожению, т.е. без суда и следствия. Отдельные оперативные группы, разделенные на оперативные и особые команды, состояли из не более, чем 500 - 1000 человек. Однако при проведении массовых убийств их подкрепляли другие части полиции (униформированная полиция охраны порядка), войска СС, местные соединения вспомогательной полиции и частично, например, при оцеплении мест расстрела, воинские части.
Отрывок из «Генерального плана Ост» (ГПО) в редакции от июня 1942 г. о «германизации» оккупированных советских областей.
ГПО был разработан штабом планирования рейхскомиссара по укреплению немецкой народности под руководством проф. Конрада Майера. Гиммлер поручил Майеру уже в мае 1941 г. разработку плана заселения и наведения порядка в оккупированных польских областях. Представленная 15. 7.1941 г. первая редакция ГПО перерабатывалась с января по март 1942 г. Отрывок взят из второй редакции, подготовленной до июня 1942 г.
ЧАСТЬ С РАЗГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ В ОККУПИРОВАННЫХ ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЯХ И ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ:
Проникновение немецкой жизни на большие территории Востока ставят рейх перед неотложной необходимостью найти новые формы поселения, чтобы привести в соответствие размеры территории и количество имеющихся немецких лиц.
В Генеральном плане Ост от 15 июля 1941г, разграничение новых территорий было предусмотрено в качестве основы развития на 30 лет. На основе указаний рейхсфюрера СС следует исходить в первую очередь из заселения следующих областей:
1) Ингерманландия (Петербургская область)
2) Готенграу (Крым и Херсонская область, ранее Таврия); далее к заселению предлагается:
3) Мемель-Нарвская область (район Белосток и Западная Литва).
Эта область с включенными восточным областями относится к передовым позициям и является геополитической точкой двух крупных поселенческих направлений. Онемечивание Западной Литвы уже происходит путем возвращения исконных немцев («фольксдойче»). Представляется необходимым создать в этих трех областях как пограничных районах поселений специальные правовые условия (A III), так как они выполняют особую задачу в качестве форт поста немецкого народа.
Чтобы теснее связать эти пограничные районы поселений с рейхом и обеспечить транспортную связь между ними, предлагается построить вдоль главных железнодорожных линий и автомобильных дорог 36 опорных поселенческих пунктов (из них 14 в генерал-губернаторстве). Эти пункты примыкают к имеющимся на сегодня благоприятно расположенным центральным пунктам и прикрываются опорными пунктами СС и полиции. Расстояние между опорными пунктами составляет около 100 км. Общая площадь каждого опорного пункта составляет около 2000 кв. км и соответствует, таким образом, величине одного-двух земельных округов старого рейха. Управление опорными пунктами Ингерманландии предусматривается с учетом особого значения балтийского пространства для немецких лиц по двум линиям.
Выдержка из отчета начальника полиции по поддержанию порядка Далюге от 1. 2. 1943 г. относительно использования полиции по поддержанию порядка в оккупированных советских областях в 1941 г.
При развертывании системы административного управления в рейхскомиссариатах Остланд и Украины формирование полиции по поддержанию порядка почти закончено.
Верховным фюрером СС и полиции при рейхскомиссариатах подчиняются командующие полицией по поддержанию порядка для выполнения ее задач, а начальникам СС и полиции при генеральных комиссариатах - командиры полиции по поддержанию порядка.
Личный состав полиции по поддержанию порядка в оккупированных русских областях насчитывает: шуцполиция - 5860 человек и жандармерия - 9093 человек.
На передовую для службы в войсковой полиции направляются полицейские полки 6, 14, 15, 16 и 17, а в тылу и в рейхскомиссариатах - полицейские полки 2, 8, 9, 13, конные полицейские отделения I и II и батальоны 1/23 и 1/24; из них полицейские полки 8 и 9 - в дивизии обеспечения вермахта, в орг. Тодт - 2 батальона полицейского полка 28 (Тодт) и в полиции службы безопасности - 1 батальон полицейского полка 1.
Верховному фюреру полиции и СС Центральной России в тылу группы войск Центр, кроме того, подчиняется зондеркоманда жандармерии численностью в 506 человек, прежде всего, для использования в борьбе с бандитизмом [...].
Проведение мероприятий по охвату и регистрации населения, организации отправки иностранных рабочих в рейх, а также обеспечение продовольствием и сохранение урожая стало возможным лишь благодаря ее неустанным действиям.
Перед полицией по поддержанию порядка стоят самые трудные задачи в условиях повсеместно возрастающих требований и огромной протяженности занятых областей, которые надлежит выполнять вышеупомянутыми силами, но не нужно все задачи брать на себя. Так же как и в рейхе, само собой разумеется, многие задачи выполняются вспомогательной и резервной полицией, здесь нужно было создать вспомогательные силы из той части населения, которая выражает желание участвовать в наведении порядка, и после медицинского обследования и политической проверки поручить ей выполнение полицейских задач с соответствующей подготовкой и выдачей оружия
После успешного опыта использовании. этих вспомогательных сил, их общая численность в прошлом году возросла с 33 000 до 330 000 человек.
По характеру задач они делятся на:
а) индивидуальная служба в городах = 29 217 чел.
б) индивидуальная служба в сельской местности = 223 737 чел.
с) батальоны защиты = 47 972 чел.
В соединения индивидуальной службы входят вспомогательные, а также пожарные и водоспасательные команды.
Деятельность команд, проводимая под контролем и после соответствующего обучения персоналом из рейха, распространяется на выполнение общих задач полиции в рамках наведения порядка.
Батальоны защиты надлежит использовать преимущественно в целях обеспечения борьбы с бандитизмом, а в последнее время и на фронте.
Отрывок из речи Генриха Гиммлера в Харьковском университете перед командирами дивизий СС «Мертвая голова», «Рейх», «Лейбштандарт Адольф Гитлер» 24. 4.1943 г.
Я хочу сказать и думаю, что те, кому я это говорю, и без того понимают, что мы должны вести войну и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы - живыми или мертвыми? Мы это делаем, когда мы их убиваем или берем в плен и заставляем по-настоящему работать, когда мы стараемся овладеть занятой областью и когда мы оставляем неприятелю безлюдную территорию. Либо они должны быть угнаны в Германию и стать ее рабочей силой, либо погибнуть в бою. А оставлять врагу людей, чтобы у него опять была рабочая и военная сила, по большому счету, абсолютно неправильно. Такое нельзя себе допустить. И если в войне будет последовательно проводиться эта линия на уничтожение людей, в чем я убежден, тогда русские уже в течение этого года и следующей зимы потеряют свою силу и истекут кровью.
«Телекс командира оперативной команды 3 штандартенфюрера СС Егера начальнику оперативной группы А от 9. 2.1942 г. относительно «экзекуций» оперативной команды 3 по 1. 2.1942 г. («Общее число: 138 272, из них женщин 55 556, детей 34 464.»)»