Уже все, наверное, знают, что в Германии вышел фильм под названием «Наши матери, наши отцы», в котором показано, как
нацисты спасают еврейскую девочку от жестоких украинских полицаев.
Я бы не стала комментировать этот фильм, если бы не увидела, что не понимающие ГЛАВНОГО люди, радуются - как немцы показали истинное лицо украинских коллаборационистов. Поэтому хочу высказать свое мнение.
Мы видим очередной этап переписывания истории Второй мировой войны, в котором истинная картина мира постепенно мозаизируется, рассыпается и подменяется такими вот фальшивыми фрагментами, на которые, к сожалению, клюют некоторые коротко мыслящие люди.
Напомню о процессе над Демьянюком в Германии. Да, этот человек, коллаборационист, был виноват. Виноват в том, поддался на шантаж чтобы спасти свою жизнь, стал коллаборационистом и соучастником убийств жертв нацистов.
Напомню, что перед тем несколько десятилетий через суды в ФРГ проходили разного уровня РУКОВОДИТЕЛИ Демьянюка, каждого из которых суды оправдывали, включая штурмбанфюрера СС Карла Штрайбеля , чья подпись стоит на служебном удостоверении Демьянюка, который тоже был ОПРАВДАН в 1976 году в Гамбурге.
Во время суда над Демьянюком немцы
объясняли: это ПОСЛЕДНИЙ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕСС НАД НАЦИСТСКИМ ПРЕСТУПНИКОМ («der womöglich letzte große NS-Kriegsverbrecher-Prozess», Die Zeit), паоэтому "козлом отпущения" за все нацистские преступления должен стать украинский стрелочник Иван Демьянюк.
То есть, начали мировую войну немецкие фашисты, лагеря создавали они же, руководили лагерями, строили газовые камеры, загоняли в товарняки и отправляли на смерть. А теперь, судя по шумихе во всех газетах и по телевизору, - бывший красноармеец, оказывается, самый ответственный за все и есть. Он что ли, «окончательное решение» еврейского вопроса придумал? Он сам мировую войну организовал, себя в плен запроторил, сам себе пистолет к груди в лагере приставил и сам к себе в охранники пошел?
Точно так же и с рядом выпущенных немцами фильмов и изданных монографий и книг, постепенно размывающих существующую концепцию Второй мировой войны, в которой нацистская Германия развязала мировую войну, уничтожила больше 50 миллионов человек и была осуждена за это на Нюрнбергском процессе Объединенным Человечеством.
Сегодня неразрывная история размывается на кучу маленьких "устных историй", где, оказывается, "хорошие немецкие оккупанты" угощают шоколадом оккупированных детей, где хозяева "
хорошо относятся" к угнанным в рабство украинцам, где советские войска массово и жестоко
насиловали украинок и т.д.
Так и с этим фильмом. За время Великой Отечественной войны погибло около 6 миллионов украинцев. Около 100-200 тысяч (точной цифры никто не скажет), без уничтоженных во время Волынской резни и после ВОВ в Западной Украине, - на совести украиснких коллаборационистов. Но каждый должен отвечать за СВОИ прегрешения.
Зачем же это Германии?
Ответ очевиден, хотя донельзя табуизирован, никто не хочет его формулировать, но подобными вопросами заняты умы
некоторых немецких журналистов.
Речь о чувстве вины немцев за преступления нацистов. Во время войны и сразу после нее страны-победители исподволь культивировали мысль (хоть официально писали и говорили прямо противоположное) -виноваты. Приехав в Германию, я долго этого не мог понять: почему мои ровесники, а также их дети, которые и не нюхали пороху, которые родились много лет после войны - тоже чувствовали себя виноватыми.
Мои попытки объяснить, что сын за отца не отвечает, натыкались на непонимание - немцы повторяли, как мантру: виноваты. Платили репарации, платили жертвам, платили «остарбайтерам», но вина не уменьшалась, а даже, кажется, увеличивалась - теперь их обвиняли еще в том, что они за загубленные жизни хотят откупиться звонкой монетой. Хотя деньги брали... Официально это называлось «особая ответственность перед жертвами нацизма», «солидарность вины» или «коллективный стыд», а на практике стало коллективной травмой поколений.
Но вот после войны прошло 65 лет, и в немецком обществе появляется новый феномен, эдакое естественное желание освободится от вечно преследующего их прошлого. Его можно было бы приветствовать, если бы не заметный крен вправо: вместе с собственным освобождением происходит перекладывание части ответственности на чужие плечи. Но не с себя нынешнеих (у которых и вины-то нет!), а с поколения войну начавших и войну проигравших. Буквально у нас на глазах развивается целая культура поиска тех, кто ТАК ЖЕ, а может даже ЕЩЕ БОЛЬШЕ виноват, чем немцы. Уже не Гитлер начал войну, а Сталин и Гитлер (пакт Молотова-Риббентропа), да и вообще нападение на Советский Союз было превентивным ударом. С каждым годом становится все больше и больше немецких «борцов сопротивления последнего часа», в частности, в генеральских погонах. Все большую роль, особенно что касается карательных, «грязных», функций, якобы играли иностранные подразделения вермахта и СС. Все чаще показывают нам в художественном кино зверства красноармейцев, «русских», в конце войны, приводятся сомнительного качества цифры изнасилованных немецких женщин (и практически не найти количества изнасилованных немецкими солдатами женщин - как в СССР, так и в Западной Европе). Долгими часами телевидение показывает трагедию немецких беженцев и забывает сказать, что же стало причиной войны, приведшей к трагедии (не говоря уже о том, чтобы показать советских беженцев летом и осенью 1941 года). За сожженные села в Белоруссии, Украине, Югославии, Греции и Италии вина возлагается на партизан - логично: ведь если бы не было партизан, то не было бы и карательных экспедиций СС.
Важнейшая для немцев тема Холокоста, бесспорно придуманного, спланированного и осуществленного нацистами. Но и в ней появляются нюансы: немцы, оказывается, сами не убивали - убивали «травники», бывшие украинцы, русские, прибалты, поляки... То есть, (пока) не спорим - организационно-философская слагаемая наша, а вот руки мы сами не пачкали. Примеры - вот он, Демьянюк, который с примкнутым штыком загонял в душегубку, стоит перед судом. А мы только рассказывали про мытье в бане.
Логика, вроде, простая: если разложить тяжелое бремя на многих, то нести легче.
К этой дурно пахнущей задаче подключаются серьезные научные силы.