Боливарианская революция продолжается

Apr 15, 2013 23:08



Согласно предварительным данным, на внеочередных президентских выборах в Венесуэле победил преемник Уго Чавеса Николас Мадуро, однако его отрыв от оппозиционного соперника минимален - составляет всего лишь около 1,5%. И это дало оппозиции основания не признавать результаты волеизъявления. В самом деле, как сообщается, выборы прошли в весьма напряженной обстановке, были отмечены беспорядки на ряде участков, в стране давал сбои интернет и вдобавок возникла вызвавшая подозрения оппозиционеров задержка с оглашением итогов голосования.

Случайно это или нет, но выборы состоялись ровно через 40 дней после кончины Команданте. Так что дух вождя Боливарианской революции незримо присутствовал на выборах и продолжал сражаться за идеалы «социалисмо». Прощание с Чавесом произвело неизгладимое впечатление. Думается, не так много было в истории человечества столь массовых и искренне горячих манифестаций народной любви к умершему политическому деятелю. Конечно, эти выступления дали колоссальный заряд поддержки Мадуро, называющего себя «сыном Чавеса».

Стоит также отметить поддержку, полученную Мадуро в международном масштабе, - от прогрессивно настроенных людей разных стран. В частности, на его заключительном предвыборном митинге присутствовал известный своими левыми взглядами и дружбой с Фиделем Кастро и Чавесом футболист Диего Марадона, а 14 апреля представители левых молодежных организаций России провели акцию в поддержку Мадуро под стенами венесуэльского посольства в Москве. В числе первых, кто уже поздравил его с победой, - президент Аргентины К. Киршнер.



[Spoiler (click to open)]
Тем не менее данные основных соцопросов и прогнозы российских левых политологов, таких как Нил Никандров, об убедительной и безоговорочной победе Мадуро, увы, явно не сбылись. В общем-то, и у самого Уго Чавеса никогда не было абсолютной поддержки избирателей: на выборах-2012, например, он победил в соотношении 55/45. Теперь же перевес чавистов сократился до крайне опасного минимума. Венесуэльское общество расколото практически пополам - очевидно, наступает период усиления и обострения классовой борьбы в стране. Курс Чавеса одобряют широкие слои трудящихся, улучшившие свое материальное положение, получившие доступ к образованию и медицинскому обслуживанию. Но против него выступают имущие слои, включая «средний класс», а если учесть, что большинство СМИ в Венесуэле, вопреки россказням о «притеснении свободы слова», находится под контролем крупного капитала и оппозиции, то противники чавизма оказывают сильнейшее воздействие и на общественное мнение Венесуэлы.

Как ни странно это звучит, нефть не только дает нынешнему режиму его силу, позволяя финансировать социальные программы, но в то же время и является его «ахиллесовой пятой». Огромная масса людей, занятых в ключевом для страны нефтегазовом секторе, легко попадает под влияние буржуазных СМИ и заражается эгоистическими настроениями - дескать, незачем делиться нефтедолларами с беденейшими слоями, а также поставлять дешевую нефть Кубе. Эти люди рассчитывают выиграть от возвращения страны на неолиберальный путь.Манипуляции позволяют расколоть рабочий класс Венесуэлы, сузив социальную базу партии Чавеса.

Зависимость экономики страны от внешнего фактора - от мировой цены на нефть - делает ее крайне уязвимой. Масштабный экономический кризис способен резко изменить настроения в обществе и обрушить нынешнюю власть. Тем более что при всем уважении к Мадуро он не обладает харизмой и авторитетом Чавеса. Его положение будет намного более шатким, чем у выдающегося предшественника.

Сейчас много говорится о том, что стремительное развитие в США сланцевой энергетики приведет к существенному снижению мировых цен на нефть и газ. А это означает, что для Венесуэлы еще большее значение приобретает проблема диверсификации и модернизации экономики, развития высокотехнологичных производств и сельского хозяйства. Традиционно в стране развиты черная и цветная металлургия, автопром, нефтехимия. И проблем в этих отраслях предостаточно.

В середине 1990-х гг. выплавка стали в Венесуэле составляла 2,5 млн. тонн. К 2007 г. она выросла до 5 млн. тонн, но мировой экономический кризис привел к тому, что в 2010-м производство стали сократилось до 2,2 млн. тонн (40-е место в мире), причем в 2012 г. падение продолжилось. Одновременно с лета 2011 г. по лето 2012-го наполовину снизилась выплавка алюминия.

С 2007 г. снижается производство автомобилей (снижение составило 40% от былого уровня в 172 тыс. шт.).

В стране имеется огромный потенциал для развития электроэнергетики и энергоемких производств. Выработка электричества выросла с 70 млрд. кВт-ч в момент прихода Чавеса и 89 млрд. кВт-ч в 2003 г. до 117 млрд. кВт-ч (29-е место в мире). Как раз незадолго до смерти Чавес объявил о создании фонда размером в 1 млрд. долл. для строительства новых электроэнергетических мощностей.

Новому руководству придется плотно заняться решением экономических и социальных проблем, устранением кризисных явлений в экономике, вероятно - ослабив внешнеполитическую активность, что была столь присуща Чавесу. Однако для этого, конечно, нужно еще отстоять победу на выборах - в условиях, когда оппозиция при поддержке извне может реализовать «цветной сценарий».

Соперник Мадуро Энрико Каприлес Радонски стал бы олицетворением намечающегося ныне «правого контрповорота» не только в Венесуэле, но и во всей Латинской Америке. Семейство Каприлесов владеет крупными промышленными предприятиями, СМИ, индустрией развлечений, имеет тесные деловые связи со США и Израилем. С юности нынешний лидер оппозиции был связан с крайне правыми организациями, а в 2000-м участвовал в создании партии «Справедливость прежде всего», финансировавшейся ЦРУ. Во время путча в апреле 2002 г. Каприлес, являясь главой администрации городского района Каракаса, устроил настоящую охоту на видных чавистов и в поиске их даже попытался вторгнуться на территорию кубинского посольства.

Известно о связях Каприлеса - еврея по происхождению - с Моссадом. Израильская разведка, как и ЦРУ, очень активна в Венесуэле. Явно не без ее участия в 2009-м в синагоге Каракаса была совершена провокация с целью разыграть «карту антисемитизма». Заметим, что Чавес «прижал» подконтрольный израильтянами бизнес по добыче золота и алмазов, чем вызвал особую нелюбовь Тель-Авива.

Короче говоря, у Николаса Мадура очень серьезные противники, но скорее всего это не помешает ему продолжить курс Уго Чавеса.

И в тему: Николас Мадуро победил на выборах, оппозиция грозит дестабилизацией страны

левая идея, латинская америка

Previous post Next post
Up