Памятник Шевченко в Вашингтоне как идеологическая битва националистов с Советским Союзом

Mar 09, 2013 04:32

Достаточно широко известно, что памятников Шевченко в мире установлено больше, чем кому бы то ни было и трудно найти страну, в которой бы не стоял памятник Шевченко.

Я вам уже рассказывала о памятниках Шевченко, которые были первыми возведены в советской России от русского народа. Сегодня, в день 199-летия со дня рождения Тараса Шевченко о памятнике, который был в 1964-м году возведен в Вашингтоне в год 150-летия Шевченко в пику советскому культу Шевченко и в рамках идеологии Закона США о "порабощенных народах России", автором- разработчиком которого был первый директор Комитета Украинского Конгресса (Ukrainian Congress Committee) Лев Добрянский, который сумел благодаря своим связям "пробить" также и памятник Шевченко в центре Вашингтона.



Фактически возведение монумента в честь 150-летия со дня рождения Тараса Шевченко - это была идеологическая битва с Советским Союзом, о чем хорошо рассказано в брошюре немецкого автора Kirk Savage  "Between Diaspora and Empire: The Shevchenko Monument in Washington, D.C.".

Он сообщает, что на церемонии открытия присутствовали украинские американцы, которые под антикоммунистическими плакатами слушали речь  экс-президента Эйзенхауэра, который осуждал советскую "тиранию и угнетение" и выразил надежду, что это мероприятие будет "зажигать новое движение мира за независимость и свободу всех порабощенных [Россией] наций ". Автор подчеркнул, что то время как Эйзенхауэр отжигал о транснациональном значении памятника, администрация президента Линдона Джонсона официально игнорировала мероприятие и не посылала своего представителя.


Дело в том, что как раз накануне, 10 июня 1964 года Хрущев стал первым лауреатом Шевченковской Премии за "вклад в развитие и укрепление украинской социалистической культуры". Академик Тронько вспоминает, что Хрущев с огромным пиететом относился к Шевченко и высоко ценил его творчество. Он на открытии памятника Кобзарю в Москве говорил: «Пушкин - это хорошо, но это помещик, а Шевченко - это мужик, крепостной» и рассказал одну интересную деталь: Накануне праздников Хрущев отдыхал с женой, Аджубеем, Громыко, Добрыниным в Венгрии. Возвращаясь в Москву, специально остановился в Киеве. Позвонил Тронько первый секретарь ЦК Н. Подгорный и говорит: «Приезжает Хрущев, ты с ним на катере в Канев едешь». (Я только стал заместителем председателя правительства.) Приплываем на катере в Канев. Никита Сергеевич пешком взошел по ступеням на гору (в отличие от Януковича, прилетавшего на могилу Шевченко на вертолете), возложил венок, поклонился Шевченко и посадил дерево. А когда когда в СССР отметили 150-летие со дня рождения Шевченко в 1964 году, нужно отдать должное Н. Хрущеву, который создал союзный оргкомитет по празднованию юбилея Кобзаря - и он же открывал памятник Шевченко в Москве".

Kirk Savage пишет, что у групп иммигрантов в США были давние традиции возведения монументов в публичном пространстве Вашингтона, демонстрируя концепцию "Мы ирландцы, французы, немцы, испанцы, итальянцы и прочие... счастливо вписались в построение Америки". Памятник Шевченко принципиально отличается от всех этих итальянско-американских памятников Колумбу, польско-американских памятников Тадеушу Костюшко и т.д. Сам Шевченко не имеет никакого отношения к истории США. И для подавляющего большинства граждан США он был совершенно неизвестен. Т.е. прецедента для возведения этого памятника не существовало в США. Разве что несколько статуй иностранных героев прибыло в Вашингтон в качестве пожертвований от своих стран (Артигаса из Уругвая; Боливара из Венесуэлы, Жанны д'Арк, Франция).
[Spoiler (click to open)]

Памятник Шевченко был транснациональным проектом иного порядка - доморощенный продуктом относительно неясной группы иммигрантов, как пишет Kirk Savage, стремящихся вырвать память о своем национальном герое из лап коммунистических империалистов и выровнять, положив в жертву идеологии с холодной войны США. В то время как типичные этнические памятники были направлены ​​на широкую внутреннюю аудиторию, украинцы в американской диаспоры направляли этот памятник, на внешнеполитический истеблишмент.

Эйзенхауэр предложил в своей речи цель - о показать миру, что украинские националисты и их сторонники США не успокоятся пока они не ликвидируют советскую власти и исключения
из состава СССР украинской нации. Это не означало, что националисты рассчитывали на "смену режима". спонсоры. Эмигранты были полностью интегрированы в американское общество, тем не менее, их самоидентификации как украинцев зависела от активной солидарности с исторической химерой никогда не существовавшего государства. Это был парадокс концентрировался в нескольких
квадратных метрах земли на персечении 22-й и P улицы в Вашингтоне, округ Колумбия, где
памятник был установлен.

Парадокс был в том, что в двоичной системе "холодной войны" исторический Шевченко исчез, а два памятника Шевченко - в Москве и Вашингтоне стали символом идеологического раскола: В Советском Союзе он стал советским символом дружбы народов и борьбы народа за свое будущее, а в Вашингтоне должен был стать более американским, чем когда-либо, "борцом за свободу" с Советским
Востоком. Его статую в Вашингтоне спонсоры даже провозгласили, "второй статуей Свободы" ["Поэт выходит за рамки своего народа, пересекает границу, чтобы освободить другие угнетенные народы"].Память о Шевченко был ключевым полем битвы, и его памятник в Вашингтоне стал самым заметным инструментом полковника Добрянского в глобальной пропаганде войны против Советского Союза.

Примечательно, что в комплекс с памятником включен рельеф с изображением тела Прометея, разрывающего кандалы, что вызывает аллюзии не столько с ликвидацией рабства, или в случае России - крепостничества, а с движением прометеизма под руководством Польши по созданию федерации не русских народов против Советского Союза. На памятнике надпись: "Этот монумент Тарасу Шевченко, украинскому поэту XIX века и борцу за независимость Украины и за свободу всего человечества, который под иностранной русской империалистической тиранией и колониальным правлением обращался к Вашингтону с его "новым и праведным законом", был открыт 27 июня 1964 года".




В шествии по Вашингтону во время открытия памятника Тарасу Шевченко приняло участие 40 тысяч украинцев, что смешно,  под американскими флагами:


Из которых 100 000 осталось на саму церемонию открытия :))).
Поэтому не стоит удивляться тому, что на майдане нэзалежности, где не помещается больше 35-40 тысяч человек, во время "оранжевой революции" "увидели" полтора миллиона :D.




Американские националисты были яростно против любых шагов американского внешнеполитического истеблишмента в области разрядки или сотрудничества в СССР. И когда Секретарь Кеннеди по внутренним дел Стюарт Udall договорился, что в церемонии закладки фундамента памятника на 21 сентября 1963 г. будут принимать участие украинские советские деятели
культуры во главе с Миколой Бажаном, которые положат в капсуле землю с могилы Шевченко на Чернечей горе, националисты добились, чтобы представителям советской культуры в этом американское правительство отказало.

В этой публикации как раз когда говорится о "выигранной битве", имеется в виду, что представителям украинской культуры не дали возможность принять участие в закладке капсулы с землей с могилы Шевченко и письмами благодарности от украинского народа "великому пророку украинского народа". Такие вот представления о взаимоотношениях "схидняков" и "западэнцев" и монополии на Шевченко Так что нечего удивляться тому, что после получения нэзалэжности принесли на Украину эти хорошо устроившиеся на своей новой родине "борцы", удравшие в свое время с Украины в немецких обозах.



Речь экс-президента США, во время правления которого был принят и провозглашен "Закон о порабощенных Россией народах" Эйзенхауэра:






.


This entry was originally posted at http://varjag-2007.dreamwidth.org/4107267.html. Please comment there using OpenID.

шевченко, сша, хрущев, холодная война, ссср, национализм, диаспора

Previous post Next post
Up