А могло бы быть иначе. Памяти Евгения Кушнарева

Jan 31, 2013 00:54

29 января 2013 г., Евгению Кушнареву исполнилось бы 62 года. Каким нам запомнился этот политик, и какой его вклад в истории становления нашего государства? О том, что было бы, если бы не трагедия…



Кушнарев открыт для сослагательного наклонения, но не потерпел бы повелительного

К персоне Евгения Кушнарева применимо теперь только сослагательное наклонение. К сожалению. Но чем обширнее силовое поле, созданное человеком, тем больше возможностей, вариантов, путей оно вмещает.

[Spoiler (click to open)]

Я - автор этого материала - работал в газете "Новая демократия", учрежденной Евгением Кушнаревым в 2005-м. Помню номер, который вышел после 17 января 2007 года (16 января 2007 г. Евгений Кушнарев был смертельно ранен огнестрельным оружием во время охоты около села Красный Шахтёр Изюмского района Харьковской области. На следующий день -  17 января - Кушнарев скончался в городской больнице города Изюм - Ред.). Было ощущение безусловной и невосполнимой потери, редакционная статья называлась "Зияющая высота"… Но условное (сослагательное) наклонение уже напрашивалось. В этом первом посмертном номере была поэтическая подборка из русской классики, куда вошло и стихотворение Георгия Иванова с известным "сослагательным" рефреном. "Все сгоревшие поленья, / Все решённые задачи, / Все слова, все преступленья… / А могло бы быть иначе".

Харьковский публицист Артем Литовченко писал в первую годовщину гибели Кушнарева, задаваясь вопросом, что и как "могло бы быть иначе": "Он был очевидным претендентом на президентство. И победить ему было бы не сложно. Евгений Петрович находился на самом взлете, который, казалось, ничто и никто не может остановить. Но... В какой-то момент он был главным претендентом на лидерство в парламентской фракции. А потом откуда-то возникла госпожа Богатырева с внешностью советского завмага. Он был однозначным кандидатом на несколько министерских постов. Но остался в парламенте. Видимо, слишком значительная часть Партии регионов оказалась не очень-то способной на благодарные чувства. Слишком многие боялись его конкуренции, зная, что не способны конкурировать..."


Если бы 26 января 2005 года Харьковский облсовет не сдал своего председателя большинством голосов, трусливо и по-шакальи; если бы недавние соратники (несколько нардепов, мэр Шумилкин) не отреклись тогда от Кушнарева, спеша засвидетельствовать свое почтение новой власти, - нам, троим харьковским литераторам, возможно, и не стало бы так нестерпимо стыдно за свой город. И не почувствовали бы мы острую необходимость лично поздравить опального политика с днем рождения. В этот день, 29 января, Евгений Петрович принимал поздравления в своем офисе, в здании, расположенном напротив облгосадминистрации.

Желающих поздравить было достаточно. Хотя недавних соратников заметно поубавилось (иные из них спешно меняли портки в ожидании нового начальства). Зато появилось множество новых сторонников, особенно среди молодежи. Кушнаревым уже была создана партия "Новая демократия". Помню короткий разговор по ходу очного знакомства. Об исторических аналогиях, о греческой партии "Новая демократия", пришедшей к власти после падения режима "черных полковников". Тогдашний мэр Шумилкин (выдвиженец Кушнарева, без особых рефлексий примкнувший к команде Авакова) был отставным полковником. Мы пожелали Евгению Петровичу, чтобы и в Харькове "Новая демократия" пришла на смену "черным полковникам"… Всё сбылось. Весной 2006 года отставной полковник стал бывшим мэром…

Заочное знакомство состоялось раньше. В начале 2004 года, будучи губернатором, Кушнарев поддержал литературно-художественный проект "ДвуРечье", приуроченный к 350-летию Харькова. Мы с поэтами Ириной Евсой и Станиславом Минаковым были составителями харьковско-петербургского альманаха "ДвуРечье", вышедшего аккурат к юбилейным торжествам. А на ноябрь в Харькове был намечен международный фестиваль "ДвуРечье", с участием лучших петербургских поэтов, с выездной выставкой акварелей Максимилиана Волошина из коктебельского Дома поэта… Евгений Петрович пообещал содействие. И сдержал слово, хотя в конце ноября 2004 года было не до того… Харьковчане увидели более сотни волошинских работ, услышали Александра Кушнера и других замечательных поэтов из Петербурга. В это время Евгений Кушнарев был в Северодонецке…

Пожалуй, только в этой точке его жизненного маршрута сослагательное наклонение немыслимо: "если бы Кушнарев не выступал на северодонецком съезде"… Не могло быть этого "если". Вот здесь уж выходит: только так, и никак иначе. Кушнарев, не выступивший в Северодонецке, - это все равно, что Гектор, слинявший из осажденной Трои. Исключено. Как и другие сценарии (очень приемлемые для политических оппонентов): Кушнарев в бегах, Кушнарев переметнувшийся…

Кушнарев - не Боделан и не Куницын

До Северодонецка он был успешным губернатором, олицетворением харьковской власти. Он был тем, кому еще могли поступить выгодные предложения из ющенковского лагеря. И поступали. То есть настоящего Кушнарева там еще не знали, коль совались с такими предложениями. Настоящий Кушнарев стал своим для большинства людей Юго-Востока, когда сказал в Северодонецке: "Я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева - 480 километров, а до границы с Россией - 40!.. Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищен. Мы понимаем, что Восток имеет серьезнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!"

Он представительствовал за тот Харьков, в котором 9 мая празднуется День Победы (и никак иначе), а 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы (и никак иначе). А с теми, у кого иначе, - мы действительно имеем мало общего. Проницательным оказалось и кушнаревское обращение к тем многочисленным "учителям жизни", которые вскоре пришли в ющенковском обозе, которые и делать-то ничего толком не умели, кроме как: учить нас, темных… Здесь Кушнареву был близок постулат Варлама Шаламова: "Учить людей нельзя. Учить людей - это оскорбление".

Евгений Кушнарев рядом с будущим президентом Украины Виктором Януковичем. Северодонецк. 2004 г.
В чем отличие Кушнарева от его главного оппонента Ющенко? Кушнарев ненавязчиво давал понять: в моей жизни все должно быть так - и никак иначе (ни бегство, ни предательство, ни смена ориентации невозможны). Ющенко всячески настаивал, адресовав свои посылы всем: в вашей жизни все должно быть так - и никак иначе (и любой способ "усвідомлення" этого приветствуется: и бегство, и предательство, и смена ориентации…).

Кушнарев внятно и убедительно говорил об унитарном сознании, о том, что доморощенной свободой слова вытесняется свобода мысли. Кто хотел - услышал, кто сумел - понял. В своей книге "Конь рыжий" он писал: "Кому понадобилось свести все культурное многообразие, многоцветье народных традиций к одному навязчивому цвету? Кому мешало свободное использование родного языка? Чью душу бередила не только географическая, но и духовная близость русского народа? Убежден - тем, кто не Украину любит в себе, а себя в Украине".

Когда Ющенко, нисколько не стесняясь, давал поручения прокуратуре разобраться с "сепаратистами", открытым текстом требуя превратить Кушнарева и Тихонова в политзаключенных, - не было ничего омерзительнее, чем многозначительное молчание Харьковской правозащитной группы… Разве что гнусное подхихикивание харьковских политических пигмеев, организовывавших травлю Кушнарева "на местах".

Евгений Кушнарев, думается, примирился бы с сослагательным наклонением. Но известны эпизоды, когда он не мог терпеть повелительного наклонения.

Так было в августе 2006 года, во время обсуждения "Универсала национального единства". Обсуждение сводилось к нескончаемому нравоучительному монологу Президента. Кушнарев покинул заседание в АП и так прокомментировал происходящее: "Фактически, нам предложен статус ассоциированных граждан своей страны. Правда, с правом покаяться и пройти этап перевоспитания. И начать мы должны с подписания президентского "Универсала" как публичного отказа от своей веры, своего языка, своей культуры, своих убеждений. У каждого человека, каждой политической силы есть своя граница компромиссов, за которой начинается клятвоотступничество. Я эту границу не перейду, потому что не могу предать память своих родителей и будущее моих детей…"

Любой харьковчанин в курсе, что в свое время губернатор Кушнарев сделал все, чтобы не допустить "заморозки" строительства очередных станций метро. Кушнарев обещал - метро построили. И за это тоже его пытались посадить.

Вся страна помнит, как с 2006 года тогда еще первая леди обещала построить детскую больницу будущего. Сбор средств объявлялся. И?.. За непостроенную больницу у нас к ответственности не привлекают. А за построенное метро - запросто…

Могила Евгения Кушнарева в Харькове
У Евгения Кушнарева был внушительный список дел, доведенных до конца. Перечислю только гуманитарные проекты. Именно Кушнаревым был учрежден Харьковский областной фонд поддержки молодых дарований, создан Международный фонд памяти Б. А. Чичибабина. Благодаря ему, многие годы проводится международный музыкальный фестиваль "Харьковские ассамблеи". Он стоял у истоков харьковского общества интеллигенции "Круг"…

А вот чем запомнится Харькову Арсен Аваков, водрузившийся в губернаторское кресло в 2005 году? Тем, что при нем как вице-губернатор был трудоустроен племянник Виктора Ющенко, инфантильный политик новой формации? Тем, что громче всех кричал о депутатской неприкосновенности, "мешающей" Кушнареву предстать перед судом? (Еще раз, для забывчивых: Аваков был борцом с депутатской неприкосновенностью). А еще он запомнился тем, как цепко держался за губернаторское кресло, после того как более двух третей депутатов Харьковского облсовета выразили ему недоверие. Несколько лет держался - и судился с неблагодарным облсоветом. И за эти несколько лет ничем другим и не запомнился…


в свое время Е. Кушнарёв принял решение отказаться от собственного политического проекта. Именно он мог бы сегодня создать успешную партию, представляющую интересы значительной части жителей юга и востока страны. А если бы Е. Кушнарёв решил остаться членом ПР, то, возможно, мы бы не так часто сталкивались с идеологическим “раздвоением личности” этой политической силы".

В фильме Висконти "Леопард" герой Берта Ланкастера (князь Салина) произносит: "Мы были львами, леопардами. Нам на смену придут гиены и шакалы. Но и мы, и они будут считать себя солью земли"… И вечная память украинскому государственному и политическому деятелю Евгению Кушнареву…

украина, информационные войны, харьков, оранжевая революция, личность

Previous post Next post
Up