Восемь лет Донецкого анти-Майдана

Jan 15, 2013 00:57

Оригинал взят у donbassrus в Донецк во время Майдана

На прошлой неделе исполнилось восемь лет как в Донецке в противовес Майдану появился палаточный городок в поддержку януковича. Поскольку я принимал определенное участие в антиоранжевых событиях, решил поделиться воспоминаниями

Традиционно жители юго-востока Украины гораздо менее политически активны, чем западенцы и киевляне, и время оранжевой революции не было исключением из этого правила. Дончане хотя в массе и поддерживали «своего» Януковича, но бросать все дела и кидаться на баррикады вовсе не стремились.

Вдобавок в оранжевом лагере было много «профессиональных революционеров» из различных общественных организаций и политических партий, которые были организаторами и костяком уличных акций протеста. Этих людей достаточно финансировали и учили, так что к зиме 2004-2005 года они знали, что и как надо делать. То есть Ющенко опирался на мощную сетевую структуру из десятков формально независимых звеньев-структур, которые могли друг друга дополнять и заменять.

Его соперник ничего подобного не имел. Его Партия регионов (ПР), очень многочисленная на бумаге, будучи партией власти, во многом состояла из случайных людей, а то и вовсе из записанных в партийные ряды в добровольно-принудительном порядке бюджетников. Функционеры ПР, зачастую крупные предприниматели или чиновники, могли одним распоряжением вывести несколько тысяч своих сотрудников на митинг, но при этом были неспособны добиться искренней поддержки своей партии.

Вдобавок сами партийные бонзы, вошли в эту партию лишь для того, чтобы легче было «решать вопросы с властью» и везти бизнес. В итоге у ПР не было ни внятно артикулированной идеологии, ни работоспособных первичных ячеек, ни даже достаточного количества активистов, готовых работать за идею а не отрабатывать зарплату спустя рукава. Так что ждать от регионалов такой же активной политической работы, как от «оранжевых», было наивно. Поэтому когда государственный аппарат оказался парализован, выяснилось, что у Януковича за спиной нет настоящей организации, которая могла бы сплотить его сторонников, контрмайданную работу и вести политическую борьбу. Особенно провальной была работа регионалов среди самой активной части населения - молодежи.

Разумеется, были работавшие за деньги активисты, но у большинства донецких студентов не было никакого желания поддерживать Януковича, а уж тем более идти и мерзнуть на митингах или бороться с оранжевыми и разгонять майдан. В общем, пока на Украине была революция, Донецк жил обычной жизнью, хотя все же события в столице разбудили политическую активность и в нашем крае. Причем это была протестная активность, вызванная именно действиями оранжевых, а не работой предвыборных штабов Януковича. Начался стихийный протест против ползучего государственного переворота. На митинги в поддержку Януковича потянулись люди, наиболее активные из которых начали  объединяться в инициативные группы и пытаться что-то делать. Появились самодельные плакаты и листовки. Поскольку Партия регионов оказалась несостоятельной, то волну протестов оседлали представители других, прежде всего левых, партий. На центральной площади города была установлена сцена, и вокруг нее начался перманентный митинг.




Несколько лет подряд до Майдана все политические мероприятия в нашем крае проводились, словно в СССР, по разнарядке, а какие-либо политические партии, кроме провластной, были незаметны. И вот наконец-то инициатива исходила от простых людей, и партии власти, каковой в Донбассе является Партия Регионов, пришлось догонять и сдерживать народные массы. Кстати, роль этой партии, по мнению многих участников событий, была весьма неблаговидной и заключалась в «выпускании пара» из возмущенного народа.

10 января на площади Ленина в противовес столичному Майдану возник палаточный городок в поддержку Януковича Сегодня уже, наверное, невозможно достоверно установить, кому принадлежала эта идея, и кто первый установил палатку. На лавры отцов-основателей претендует добрый десяток человек из разных организаций, и кто из них прав, сказать не возьмусь. По крайней мере, когда мы с другом купили туристическую палатку и отправились отстаивать справедливость, у монумента Ильичу уже было штук пять разнокалиберных шалашей.
[Spoiler (click to open)]



Наша палатка зелененькая под флагом. Там постоянно ночевали Саша А. и Игорь Н., а я приходил утром и был до вечера.

Дней через пять к палаточному городку присоединилась и Партия регионов.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Что характерно, среди флагов, поднятых над палатками, не было ни одного украинского, зато наблюдались, помимо партийных, русские, крымские, бело-желто-черные монархические, даже андреевский и пара московских.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Примерно столь же пестрым был и состав жителей городка. По табличкам на палатках можно было изучать географию, так как люди ехали со всех регионов. Из приезжих самой активной и многочисленной была делегация Русской общины Крыма, с которой произошел маленький казус. Поверив сообщению Партии Регионов о передаче городку достаточного количества утепленных палаток, они приехали налегке. Как несложно предположить, слова регионалов оказались не совсем точными, и крымским делегатам пришлось немного померзнуть в летней палатке. Со временем городок разросся до 89 палаток и стал центром концентрации всех недовольных горожан. Впоследствии участники городка создали несколько левых и прорусских общественных организаций, некоторые из которых канули в Лету, а некоторые действуют и поныне.

Вслед за Донецком подобные городки возникли во многих городах страны. Казалось, что это начало нового мощного политического движения, должного стать подобием действий ющенковцев, но с противоположным знаком. Уже раздавались призывы к походу на Киев, и существовали все шансы на успех подобного похода с Востока и Юга. Впрочем, эта возможность не была использована, и теперь нет смысла гадать, как все повернулось бы, если бы Янукович столь же мало оглядывался на закон, как его противник. Находящийся под постоянным моральным прессингом Янукович согласился на проведение переголосования, за время подготовки к которому постепенно на сторону оранжевых перешла значительная часть парламентариев и чиновников.

В  принципе, результат третьего тура выборов можно было предсказать, едва только его назначили. За три недели после второго тура масса людей покинула Януковича. Причин несколько. Это и банальный страх жителей западных областей перед расправой (так, Тарасу Черноволу, возглавившему команду Януковича, сожгли дачу), и откровенное давление Запада, и желание Януковича, играя по правилам, избежать кровопролития,  и откровенное предательство ряда политиков во главе с действующим Президентом. Когда стало ясно, что наглость берет не только города, но и  президентские кресла, масса, как выражался Ленин, «политических проституток» буквально побежала под оранжевые знамена. А что, и денежку можно подзаработать, и благодарность победителя получить...  По-человечески жаль Януковича. Вряд ли он мог ожидать такого массового предательства своих якобы соратников.

***

Даже после того, как прошло переголосование, давшее победу Ющенко, донецкие митингующие до последнего момента надеялись, что команда Януковича предпримет какие-то решительные действия. Никто не знал, что это будет, ожидания варьировались от забастовки до похода на Киев. Но в три часа утра 20 января Верховный суд отклонил все претензии бело-синих (цвета сторонников Януковича), а вечером того же дня, выступая в Донецке, кандидат призвал своих сторонников свернуть палатки и согласиться с несправедливым приговором. Несмотря на то, что он пообещал продолжить борьбу парламентскими методами, всем было ясно, что это полная капитуляция. Янукович и возглавляемая им Партия Регионов оказались не готовыми к жестким методам борьбы. Простой народ проявил гораздо больше желания к борьбе, чем те, ради кого эта борьба и велась. Неудивительно, что у многих, собравшихся выслушать своего кандидата, слова Виктора Федоровича вызвали недоумение и разочарование. Как только прозвучали первые фразы, тысячи людей демонстративно покинули площадь. Колона под русскими и имперскими флагами прошла через всю толпу, оставшуюся дослушивать выступление, скандируя «Донбассу русский язык!» и «Федерацию!». Стоит отметить, что Донецк оказался гораздо более русским, чем можно было представить ранее. Так, на последнем митинге русских триколоров было ровно в два раза больше, чем жовтоблакитных государственных флагов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
В чем же причина поражения сил, поддержавших Януковича? Совершенно беззубая политика Партии Регионов после второго тура выборов привела к потере всех политических позиций. А ведь в ответ на мятеж в западных областях и Киеве, - а будем говорить прямо: «оранжевая революция» была мятежом, завершившимся государственным переворотом, - власти Востока и Юга могли выйти из подчинения Центра и создать если и не самостоятельное государство, то уж автономию точно. Да и первые шаги в этом направлении уже были сделаны: сначала Съезд депутатов всех уровней в Северодонецке, а затем решение о проведении референдума с целью превращения Украины в федерацию. Эти действия получили полную поддержку населения, но неожиданно были спущены на тормозах.

На несколько месяцев в политической жизни края наступило относительное затишье, которое было прервано внезапным арестом и обвинением в вымогательстве председателя облсовета Бориса Колесникова. Все понимали, что это месть «оранжевых» за его выступление на Северодонецком съезде, и начались акции в защиту узника. На площади Ленина в Донецке вновь возник палаточный городок, хотя и не такой масштабный как зимой. Помимо свободы Борису Викторовичу, участники акции требовали превращения Украины в федеративное государство и предоставления русскому языку государственного статуса.

Спустя четыре месяца была доказана невиновность Колесникова, и он вышел из СИЗО. Пожалуй, это было финальным аккордом эпохи оранжевой революции в Донецке.
Сергей Бунтовский

Напомню о моих воспоминаниях об оранжевом майдане.
С этого поста почему-то началась ненависть ко мне оранжей :-)



донецк, оранжевая революция, донбасс

Previous post Next post
Up