В канун выборов украинцы готовы провести в парламент четыре политические партии.
Об этом
свидетельствуют переданные УНИАН результаты восемнадцатой волны мониторингового исследования «Украина и украинцы», которое с 7 по 17 сентября проводил Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс» совместно с Институтом политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины.
В частности, электоральные ориентации украинцев разделились таким образом: Партия регионов - 21,2% поддержки избирателей; ВО «Батькивщина» - 17,2%; партия «УДАР» - 12,7%; Коммунистическая партия Украины - 9,4%.
В то же время, ВО «Свобода» имеет 3,4%, а партия «Украина - Вперед!» - 3,2% голосов избирателей и находятся за границей проходного барьера. Другие партии набирают меньше одного процента поддержки избирателей. Отказались отвечать, или не определились - 18,4%.
При этом украинцы демонстрируют высокий уровень электоральной активности, ведь около 80% избирателей «готовы» или «скорее, готовы» принять участие в волеизъявлении.
В частности, отвечая на вопрос о готовности принимать участие в выборах, 54,0% сказали «точно, да»; 26,4% - «скорее, да»; 4,7% - «скорее, нет»; 10,8% - «точно, нет»; 4,0% затруднились ответить.
Мажоритарная кампания Объединенной оппозиции: плановый провал Так уж сложилось, что конкуренции партийных списков уделяется в СМИ намного большее внимание, нежели борьбе партийных кандидатов в мажоритарных округах. А ведь вклад обеих составляющих в итоговый состав парламента равный - по 225 депутатов. И ситуация в «мажоритарке» практически не коррелирует с рейтингами партий.
Так, даже если принять, что тенденции роста рейтинга Партии регионов и «стагнации» ВО «Батькивщина» сохранятся, то прогнозируемый результат в пропорциональной части можно описать для ПР, как «победа по очкам». А в случае, если участников дележа пропорциональной половины ВР будет больше 4-х, то адекватной характеристикой результата ПР станет «относительная победа».
В то же время, в мажоритарной части дело с неизбежностью идет к политическому нокауту Объединенной оппозиции. Причем катастрофическая картина вырисовывается не только на Донбассе, в Крыму и Харьковской области. Аналогичная ситуация на Юге (от Одессы до Запорожья) и в Днепропетровской области. Но и по всей Центральной Украине (без Киева) оценка экспертами прохождения мажоритарщиков от ОО - «максимум - 1 на область». В чем же дело?
Начнем с того, что традиционный оппозиционный «плач Ярославны» о давлении на бизнесменов, которые могли бы стать проходными кандидатами от ОО либо спонсорами проходных кандидатов, способен произвести впечатление лишь на людей, забывших реалии 2002-го года. Тогда у «Нашей Украины» не возникало особых проблем с «бюджетообеспеченными» кандидатами в большинстве мажоритарных округов Центра и, отчасти, Юга. А ведь тогда - 10 лет назад - давление на оппозиционеров было многократно сильнее.
Да, сегодня можно назвать несколько фамилий «тушек», сознательно пустившихся в одиночное мажоритарное плавание. Но основные потери бюджетообеспеченных кандидатов-мажоритарщиков были вызваны непопаданием объединительного процесса ВО «Батькивщина» и «Фронта змин» де-юре во временной цикл избирательной кампании де-факто.
Очевидно, что избирательная кампания серьезного претендента на победу в округе начинается не в описанные Законом о выборах сроки, а намного раньше - за 3-6месяцев до официального старта (нередко - за 9-10 месяцев).
Значительное количество бюджетообеспеченных кандидатов, готовых бороться под брендом Объединенной оппозиции, просто не стали дожидаться согласования. И оказались правы, - многие из реальных претендентов на победу, решивших, вопреки логике избирательного процесса, подождать «освящения» своего выдвижения предвыборным съездом ВО «Батькивщина», не нашли себя в числе партийных выдвиженцев.
Известна расхожая фраза о том, что не надо бюрократическую глупость представлять в виде секретного заговора. Разумеется, ни лидеры, ни партийный аппарат Объединенной оппозиции не планировали «сливать» мажоритарку. Но сложная процедура выдвижений и согласований, выработанная лидерами, наложилась на пеструю систему квот (кроме «Батькивщины» и «Фронта Змин» право на выдвижение своих кандидатов имел еще целый ряд малых партий) и «сдетонировала» с неповоротливым партийным аппаратом (который от объединения двух бюрократических структур стал еще менее гибким). В результате в абсолютном большинстве перспективных округов от Объединенной оппозиции были выдвинуты те, для кого было много важнее участие, нежели результат.
Следующим ударом по мажоритарной кампании Объединенной оппозиции стало непрозрачное формирование избирательного списка ВО «Батькивщина». В результате целый ряд амбициозных оппозиционеров (в т.ч. - действующих депутатов), оказавшихся за пределами проходной части списка, пошли искать политическое счастье в избирательные округа в качестве самовыдвиженцев.
Понятно, что эти округа находятся в перспективных для Объединенной оппозиции регионах, что негативно сказывается на шансах выдвинутых там представителей «Батькивщины».
Следующий фактор - согласование мажоритарных кандидатов с ВО «Свобода» (Из 225 округов в 190 были выдвинуты представ ВО «Батькивщина», в 35 - ВО «Свобода»). Во всех регионах за пределами Галичины это означало просто потерю избирательного округа в случае выдвижения единого кандидата, представляющего «Свободу».
И, разумеется, участие почти во всех мажоритарных округах представителей партии УДАР дополнительно снижает рейтинги кандидатов от объединенной оппозиции. Впрочем, это «внешний» фактор, с которым лидеры ВО «Батькивщина» ничего поделать не могли.
А вот все предыдущие факторы вполне могли бы быть предусмотрены руководством Объединенной оппозиции, - политического опыта им вполне хватило бы. Однако, создается впечатление, что Арсений Яценюк (и, похоже, Виталий Кличко тоже) исходил из того, что «результат в пропорциональной части парламентских выборов-2012 - это де-факто праймериз президентских выборов-2015». (Такую мысль неоднократно публично высказывали политологи, сотрудничавшие с оппозицией.)
Но смешанная система не является механическим соединением пропорциональной и мажоритарной частей - эти составляющие очень тесно переплетены. Так, например, нахождение крупного регионального спонсора партии вне проходной части списка резко (вплоть до нуля!) снижает его расходы на предвыборную кампанию партии в данном регионе. Другой вариант - крупный партийный функционер, по тем или иным причинам идущий в качестве самовыдвиженца, нередко перетягивает на работу в свой округ большую часть местного партийного аппарата и активистов.
Таким образом, провал мажоритарки тянет за собой, правда, в не столь катастрофических масштабах, и неудачу в пропорциональной части.