Sep 21, 2012 12:35
Оригинал взят у
zina_korzinaв
«Мама-мама-Russia!...» - ...Примерно с 1988 года в советской «моде» - в данном случае именно в кавычках - появилось странное явление. Оно заключалось в невероятно вольном использовании государственной символики СССР, да и вообще - советских, русских образов. Причём, как это всегда бывало, мода пришла с Запада, где некоторое время были популярны всякие Gorby - Perestroika - Glasnost. Именно там на первую «Мисс» - Машу Калинину («Московская Красавица - 88») надели красное мини-платье с ядрёно-жёлтым серпом и молотом. Далее серпасто-молоткастые футболки and бейсболки появились и в СССР. Это был некий образ экспортно-импортного варианта, нечто, вроде vodka, которую пьют гусары и медведи, играя на балалайках 'Swan Lake'. Это была некрасивая, неприличная мода, которая, тем не менее, лилась с перестроечных экранов и пестрела на обложках. Её поддерживали депутаты и сатирики, поп-звёздочки и журналисты. Все они призывали перестраиваться, цивилизовываться, учиться торговать и правильно произносить элитное слово «пицца».
- Обложка журнала «Работница». Фабрика шьёт вещи с перестроечно-краснознамённой тематикой.
- Маша Калинина при серпе и молоте.
- Артефакт эпохи - эротический...альманах. Найдено у maniag
Она - эта мода - была каким-то странным социокультурным фоном, унизительной (как сейчас видится) демонстрацией того, что СССР - видите ли - интересен Америке, раз они там у себя пишут слово Glasnost на всяческих поверхностях, вроде трикотажа для маек. Помните эпоху? Тогда все хватали штаны-варёнки с палёными лейблами, скупали на Рижском рынке туфли-лодочки фосфоресцирующих цветов, натягивали ярые, ажурно-люрексовые колготы. Бытовала любовь к перламутровым помадам немыслимых оттенков и стремление смешать зелёное с оранжевым. А группы, вроде «Комбинации», пели про неких рашен гёрлз, а потом ещё про маму-Рашу: «Пусть в кошельках у нас негусто, но хлебом славится моя земляяяяя! Эх!». Вместе с тем, шло воспевание существ под называнием «американ бойз», который по определению - американ джой-з. Наталья Негода, снимаясь для 'Playboy' демонстрировала надпись «Мы за мир», то есть происходила эксплуатация советского лозунга, но на принципиально ином - низком - уровне. Наверное, это называется «карнавализацией» культуры, низведением образов и смыслов до уровня балагана и варьете, - чтобы довершить падение.
Но тогда это мыслилось несколько иначе - мы дружно маршируем в сторону общечеловеческих ценностей, мы не такие уж страшные, а наши девочки - вполне симпатичные, возьмите нас в свою глянцево-колбасную Амеро-Европу, мы обязуемся не трясти ракетами средней дальности. И вообще, ничем не трясти, если вам это не понравится. Советский Союз из Империи Зла превращался в весёлый балаганчик с орущими ражими девками, завёрнутыми в алые полотнища. Кстати, в прессе это подавалось, как некое переосмысление советской истории, как попытка вырулить на принципиально новые рубежи. С высоких трибун призывали на поиск «социализма с человеческим лицом». На деле у социализма 1988-1991 годов лица нет вообще - это безобразная, хотя и яркая маска, под которой никого давно уже нет. Райком закрыт - все ушли в бордель. Большинству было уже ясно - назад дороги нет, впереди... Впереди неизвестно что. На мой взгляд, это было самое гнусное и самое неприличное время за всю историю России XX века. 1990-е страшны, как любая ломка системы. Конец 1980-х - унизительно гнусен, ибо наполнен балаганным гиканьем. (Замечу, что я говорю о стране, а не о себе лично - я-то всегда находила, чем заняться).
- Наталья Негода для журнала 'Playboy'. 1989.
- ...Та самая продукция - с перестроечными мотивами.
Странное, первобытно-дикое понимание цивилизованной жизни. Яростная попытка вписаться. У нас тоже есть эротика! Мы тоже любим рок! Мы хотим смотреть видео-фильмы и уже отлично понимаем, что там происходит в комедии «Аэроплан», хотя на деле - ничего не понимаем. Ибо этот фильм - пародия на известные в США кино-образы, вроде «Лихорадки субботнего вечера». Мама-мама-Раша, в которой проживают рашен-гёрлз, любящие американ-бойз. Символом становится образ Тани Зайцевой, Интердевочки. Она из той же когорты, которая позирует, завернувшись в знамя. Русские девочки на экспорт с наклейкой 'Vodka' на филейной части. Цивилизованно... Параллельно идёт карнавализация дореволюционной культуры - есаул-есаул, эскадрон-эскадрон, Господа! Наш Андреевский флаг! Хорошо прокрашенные рты, сапожки, галифе, подтанцовка в импортно-казачьих шапках. В духе тех, что сочинял Ив Сен-Лоран, когда решил создать свою Русскую Коллекцию. Превращение в экзотическую страну третьего мира, где ничего нет, кроме Хохломы и матрёшки с лицом Gorby.
На Арбате начали торговать «русскими промыслами» - деревянными ложками, будённовками, комсомольскими значками. Мемуарная зарисовка: две знакомые девчонки «толкнули» свои комсомольские билеты по 3 рубля - иностранцам. Понравилось. Назавтра захотели продать ещё какие-то артефакты, да к ним подвалили суровые пацаны с лицами бывших бультерьеров - велели мотать по добру - по здорову. Тут не ваша территория, лохушки! Теперь эти девочки, а точнее - корпулентные дамы, жалуются, что их дети совсем не читают книг и хотят только денег. И почему-то убеждены, что это произошло из-за развала СССР...! А вы чего тогда хотели, до развала? Неужели, книг?! А из динамиков 'Panasonic'-a гремели ритмы группы «Кар-Мэн»: Bad Russians! Плохие, как ни крути. Или вот - ещё более пряная песенка Игоря Селивёрстова «Ночной экспресс» про того самого bad Russian-a, который «всего на десять дней in USA!». И забойный клип с манящими огнями, извивающимися герлами, крутыми пацанами и прочими явными признаками цивилизации.
...Лично я никогда не была ярой комсомолкой, как не стала ярой перестройщицей-демократкой. Я всегда живу в предложенных обстоятельствах и никогда не стремлюсь быть первой среди орущих «Слава КПСС!» или же: «Распни его!» Просто мне уже тогда не нравилась эта карнавальная вольница с распродажей флагов и демонстрацией «открытости общества», выраженной в попсово-неумелых, гнусноватых «мама-Рашах». Я вообще не люблю развлекательную культуру, как таковую. Кстати, нынешние сетевые войны за Советскую Власть (совкосрачи) - это ни что иное, как запоздалая реакция на ту, перестроечную вакханалию. Наверное, людям сейчас стыдно, что в 1990-м году они или же их знакомые торговали комсомольскими билетами на Арбате?...
контркультура,
информационные войны,
перестройка,
холодная война,
ссср,
переворот