Оригинал взят у
svetlako в
Страсти по пуськам - 3 Что есть милосердие? Что есть милость? Что есть прощение? Что есть истина?
Некто Пушкин милость призывал - к падшим. Но при этом называл их, своих друзей, именно "падшими". Церковь причащала и исповедовала самых гнусных растлителей и убийц, перед наказанием, вынесенным им властью кесаря. Но при этом никоим образом не оправдывала их преступления.
Нас призывают к прощению и милости. Почему я не слышу этих уговоров? Может быть потому, что они, как флюс у специалиста - односторонни в квадрате.
Милость и милосердие - оборотная сторона покаяния и/или раскаяния. Прощение нераскаявшегося - поощрение его преступления. Хуже: поощрение других подобных преступлений. Принцип неотвратимости наказания - не в этой, так в другой жизни - основа любых общественных договоров. Пусть такая неотвратимость - фикция, пусть она не достижима в абсолюте, но сам декларируемый принцип - нерушим для жизнеспособного общества.
Нас призывают отказаться от него. Зачем осуждать преступниц. Осудим-ка мы тех, кто их осуждает. Выбьем дубиной духовного авторитета из них покаяние за желание справедливости. Выбьем прощение. И будем смотреть дальше, как следующая порция провокаторов рушит краеугольные камни этики и морали.
Я специально перечитал письмо «интеллигентов», взывающее к прощению пусек. Кроме выдавленной фразы о «неоднозначном» отношении к их поступку - ничего! Весь пафос направлен на - «заслуживают прощения». Вы переводите вопрос в область морали? Хорошо! А мы не заслуживаем извинения с их стороны? И теперь уже с вашей стороны, господа правозащитники? Нам не нужно их наказание, нам нужны их извинения. И, увы, ваши. Потому что мы оказались для вас существами, заслуживающими, чтобы наши моральные принципы мазали дёгтем, причем тут же иезуитски призывая нас соблюдать их! Извинения возможны? Или это не нужно? Не входит в выбранную вами позицию?
Получается, что пуськин поступок одобрен - вами? Он всего лишь «неоднозначен»? То есть приемлем - с оговорками… Тогда он может быть немедленно тиражирован - естественно безнаказанно, с последующим обязательным прощением? Под гнетом вашего авторитетного мнения.
Нельзя отрезать у палки один конец, чтобы можно было бить только другим. Взамен вы получите две палки!
Я уважаю мнение дьяка Кураева. Но и он пытается остановить зло несуществующее, мысленное, потенциальное - почти забывая о реальном зле. Ах, кто-то закричал: колесовать, четвертовать, утопить и др. И что? Кто-то побежал кого-то колесовать? Кто-то знает хоть один случай четвертования? Кого-то из пуськоподобных пытались утопить? Нет, нет и нет! Зато случаи поругания и оскорбления православных символов и надругательства над общественными морально-этическими нормами - множатся и множатся. Примеров не привожу.
Мне одинаково противны свастика на синагогах и пуськин шабаш. Я не хочу оперировать детским: «Почему Ваське можно, а мне нельзя». Я не хочу оправдывать одно зло (пуськины мерзости) существованием другого зла (неправедность нашей судебной системы). Это тупик! Неизбежная радикализация мнений и переход противостояния в иные плоскости. Превращение антицерковных акций в обыденность. Молчаливое сжатие православных общин в пружины. Рекрутизация молодёжи, не ведающей, что она творит. Две палки в боевой готовности.
Для меня ясно, что повторение провокаций - игра с огнем. На кону сегодня не только и не столько судьбы молодых гопниц - но и судьбы тысяч, а в худшем случае миллионов людей, которые могут попасть под жернова новой гапоновщины.
Где же выход? Системный выход понятен. Осуждение каждой из вступивших в клинч-спор сторон - радикальных проявления как своих, так и чужих сторонников! Как своих, так и чужих!
С конкретикой сложнее. Готовы ли Чулпан Хаматова и Евгений Миронов столь же резко и однозначно осудить любую провокацию такого типа? Осудить и призвать к этому друзей - также как они выступили в защиту девок-недорослей. Изгнать из своей среды тех, кто устраивает подобные представления? Тех, кто дергает марионеток за верёвочки. Готов ли на жесткое моральное осуждение своих подзащитных дьяк Кураев - или всепрощение останется его незыблемым тезисом? Со своей стороны православный мир просто обязан вспомнить о своих исторических принципах - и перестать бросаться словами, присущими скорее западной инквизиции, в ответ на любые (!) действия. Слово - либо требует дела, либо обесценивается!
Бессмысленность нашего государства в том, что оно в этой ситуации не способно помочь нам самим. Оно занято собой. Чорт с ним. Пока. Отдельные личности тоже могут многое. Публичный разговор, например, Кураева с Хаматовой в любой форме - многое бы прояснил и расставил бы много точек над и.
Общественный договор должен соблюдаться. Ах, если бы пусек остановили в их безудержном стремлении к известности методом «какую бы еще гадость погадливее выдумать» - остановили бы не только власть, но и «собратья по цеху»… Но как они могут это сделать, если похожие официальные перфомансы организуют люди, с которыми вместе коктейли потягиваются в тусне? Риторический вопрос? Нет. Я уже говорил, что некоторых «подписантов-пуськозащитников» я искренне уважал и буду к ним прислушиваться несмотря ни на что.
Надеюсь, что такие же мысли бродят не только в моей голове. Может быть… Остаюсь с надеждой.