“По ценам СССР”, “по советским ГОСТам” - зазывают магазинные вывески и ценники в ларьках. В Москве толпы народа текли в “Советскую кондитерскую”, была этой осенью такая выставка на Тверской. Тоска по продуктам социалистических времен характерна для всей Восточной Европы. И на ней капиталисты здорово зарабатывают.
Победа виноградной газировки
ВПЕРВЫЕ феномен, названный “коммунистической гастрономической ностальгией”, обнаружили эксперты Европейской комиссии в начале 2000х. Тогда шла массированная подготовка к расширению Европейского союза на Восток, специалисты тщательно и со всех сторон изучали страны бывшего соцлагеря. И пришли к выводу, что коммунистическая ностальгия началась с шоколада и конфет - мол, все изза того, что их вкус наиболее отличается от “правильного” европейского. Даже в Прибалтике быстро теряла популярность знаменитая западная шоколадная паста “Нутелла”, и Таллинн снова стал производить ее советский эквивалент - “Нудосси”. Кстати, дотошные исследования европейцев тогда же показали, что “Нудосси” таки лучше - в ней больше орехов, выше содержание бобов какао и вообще она “более сбалансирована по вкусу”.
В Чехии на волне гастрономической ностальгии возродился выпуск безалкогольного напитка “Кофола”, который там выпускали с 1950х, но в 1990 году он исчез под натиском западных конкурентов - пепси и кокаколы. В Венгрии на старом оборудовании вернулись к производству виноградной газировки “Траубисода”, благо там не было олигархов, гонявшихся за металлоломом, и завод не порезали.
Сегодня можно вспомнить десятки возродившихся в Восточной Европе “социалистических” марок, выигрывающих соревнование за покупателя у известных западных брендов. Это и много раз обруганные при “соцлагере” венгерские кроссовки “Тиса Ципо”, при “рынке” вдруг сравнившиеся по цене с адидасовскими. И польское хозяйственное мыло “Яр”, породившее целую серию моющих средств под таким же брендом. И польский же ячменный кофейный напиток “Инка”. Сегодня все это считается престижным, экологичным, натуральным и продается в крутых бутиках.
История творожного батончика
РАДОВАТЬСЯ ли такому возвращению “коммунистических” товаров? Что и кто стоит за этим процессом?
Помните, когда у нас появились творожные батончики в шоколаде? Они тоже - из социализма, их производили в Венгрии с конца 60х. Когда в начале рыночных времен “шоколадки “Туро Руди”, как их называли, исчезли с прилавков, венгры заскучали за ними. Дальнейшая история особо показательна. Западные производители быстро сориентировались - французская компания “Данон” и голландская “Нутриция” стали производить свои версии батончиков. Но. Голландцы сохранили “коммунистический” вид упаковки. И что же? Их творожные “шоколадки” стали раскупаться лучше, чем французские, причем как в Венгрии, так и в Брюсселе.
Практически все производство возродившихся продуктов - в руках западного капитала. Венгерский завод по производству “Траубисоды”, которая ныне завоевывает рынки восточных земель Германии, Хорватии, Румынии, Чехии, принадлежит американцам. Моющие средства “Яр” выпускает известная международная компания. Польский бренд ячменного кофейного напитка давно выкуплен также международной компанией, которая вложила в возрождение напитка более трех миллионов долларов. Эта цифра - косвенное свидетельство, насколько выгодна раскрутка “коммунистических” марок, ведь бизнес денег на ветер не бросает.
«Лучший способ завоевания рынка»
БИЗНЕС на “социалистическом” стал приносить миллиардные доходы в 2004 2006 годах, когда в странах бывшего соцлагеря началась волна всенародного разочарования “свободным рыночным обществом”. Практически половина украинцев, по данным опроса, хотела бы возвращения Советского Союза. Исследование, проведенное в Германии к 20летию падения Берлинской стены (2009 год), тоже показало, что половина опрошенных по всей стране и 84 процента, проживающих на территории бывшей ГДР, хотели бы вернуть достижения социализма. И почти 40 процентов респондентов приветствовали бы попытку снова построить социализм на немецкой земле. Вот какие чувства и порывы, а отнюдь не чисто “гастрономическую ностальгию”, эксплуатируют западные фирмы.
В США, как рассказывается на сайте washprofile.org, успешно работают маркетинговые фирмы, которые скупают старые, вышедшие из употребления торговые марки, восстанавливают привычные упаковки, добавляя немного современного дизайна, и начинают выпуск новых продуктов под старыми названиями. Джеффри Химмель, основатель первой такой компании, считает, что “искусственное придание продуктам “советского” вида - это один из лучших способов завоевания рынка”. А структуры Джорджа Сороса не один год финансировали создание каталога полузабытых товаров, пользовавшихся широким спросом в разных странах социализма. Не их ли стараниями вернулась к нам водка “Столичная”?
(
Источник).