Оригинал взят у
el_murid в
Как слезть с этой чертовой печи??!! Илья МуромецКубинское правительство
отказалось признавать новую ливийскую власть и отзывает из страны дипломатов. Аналогичную позицию
занимает Никарагуа. Про мнение Уго Чавеса, думаю, говорить не приходится. Президент Боливии Эво Моралес не столь категоричен, но восторга не выказывает.
Нужно отметить, что позиция стран Латинской Америки по поводу происходящих в Ливии событий вообще очень сдержана. Латинская Америка в отличие от мусульманского мира, довольно серьезно ищет возможности объединения, и похоже, нащупывает базу такого объединения в левой идее. Во всяком случае процессы, которые идут в ней, совершенно точно говорят о том, что принципиальных возражений у большинства латиноамериканских стран некапиталистический путь развития не вызывает. Безусловно, среди стран региона есть и свои радикалы, и более осторожные - но общий вектор находится в этом направлении.
Совершенно понятно, что люди, которые не очень внимательно следят за происходящим в регионе Латинской Америки, скептически воспримут отказ Кубы, Никарагуа и Венесуэлы сотрудничать с новой ливийской властью. Да кто они такие - вопросит такой человек. И будет неправ.
Далеко не все латиноамериканские страны могут позволить себе чётко, ясно и прямо высказывать позицию по щекотливым вопросам. Пока не могут. Однако и Даниэль Ортега, и Уго Чавес, и братья Кастро во многом согласовывают свои высказывания с коллегами. Столь жесткая позиция именно этих стран по ливийскому вопросу совершенно точно не могла быть столь единой и бескомпромиссной без определенных непубличных разговоров с ведущими странами - в первую очередь, безусловно, Бразилией. Кстати,
сегодня произошла встреча между министрами иностранных дел России и Бразилии. По ливийской теме высказался министр Лавров, однако он высказывался не просто от своего и бразильского коллеги, а от имени БРИКС - что означает, что компромиссные формулировки поддержаны всеми остальными участниками.
Опять же - члены БРИКС и самостоятельно также выражают довольно жесткую позицию по отношению к новой ливийской власти. Китай чинит препятствия на уровне ООН по разблокированию замороженных средств Ливии. ЮАР поддержала блокирование средств и не признала новую ливийскую власть - причем сделала это безо всяких условий, что позволяет не признавать её любое время.
В этом смысле позиция России выглядит наиболее странной по отношению ко всем ведущим странам третьего мира. Странно в том смысле, что ливийская война сделала то, чего нельзя было ожидать до неё - возникла реальная потребность в системе коллективной безопасности.
Страны третьего мира в разной степени, но нащупывают позиции друг друга в том смысле, что вначале, как известно, идет объединение по принципу "дружба против". Против чего именно выступают страны третьего мира - понятно. Против нового витка колониализма. Уж кто-кто, а третий мир испытал на себе все его прелести. Затем - по логике событий - возможно нащупывание позиций и объединение "за". И нельзя не видеть, что третий мир, который застыл в летаргии после крушения советского блока, выходит из спячки и начинает постепенно формулировать свои интересы.
Вот как раз здесь позиция России выглядит совершенно неприглядной. Имея возможность войти в число лидеров стран третьего мира, она продолжает пытаться встроиться в хвост странам первого. Отчетливо понимая, что ей там не светит ничего. Места заняты, поезд ту-ту. Пренебрежительные похлопывания по плечу и тотальный обман и развод первого лица - это не партнерские отношения, прямо скажем.
Такая позиция - ни нашим, ни вашим - может продолжаться какое-то время. Не очень большое. Однако затем придется принимать решение. Быть в числе законченных аутсайдеров и клиентов - либо получить шанс на лидерство.