Известно, что любая современная успешная страна является реализацией некоего концептуального проекта. Подобно тому, как скульптор лепит из глины или высекает из гранита фигуры людей, интеллигенция при помощи своих инструментариев (общественной мысли, философии, историософии, гуманитарных наук, системы образования, искусства и художественной литературы) создает национальный миф, национальную идею, проясняет исторический и метаисторический смысл существования своей страны, нации, государства. Интеллектуальное злодеяние украинской гуманитарной элиты как общности с определенной системой ценностей и устойчивым стереотипом поведения заключается в попытке сменить цивилизационную идентичность Украины - с восточнохристианской на западнохристианскую (что вовсе не обязательно предполагает смену конфессиональной принадлежности с православной на римско-католическую или греко-католическую). Публицист Мыкола Рябчук весьма недвусмысленно выразил это интеллигентское умонастроение: «К сожалению (!!! - А.О.), Украина принадлежит к восточнохристианской цивилизации, и это, как мне кажется, является важной причиной наших неудач» («Зеркало недели», 27 октября 2007 года).
Еще одна «химера» украинских гуманитариев - это «привязка» этнокультурной идентичности к геополитическому дискурсу и цивилизационной ориентации, когда «украинскость» находится в прямой зависимости от евросимпатий и фактически оказывается заложницей евроцентризма. То есть если ты, к примеру, за возрождение украинской культуры и языка, значит, непременно должен быть противником евразийской геополитики и сторонником культурной вестернизации (принятия западноевропейских ценностей и моделей развития), евроинтеграции и вступления в НАТО. И наоборот: сторонник евразийской геополитики автоматически должен ощущать себя «малороссиянином», самой великой и глубокой считать русскую культуру, а к украинской («малороссийской») относиться снисходительно и трогательно - как относятся к пятилетнему ребенку. Хотя, разумеется, подобный детерминизм ничем не оправдан и является совместным идеологическим продуктом части украинской «гиперпатриотической» интеллигенции и российских украинофобов, до настоящего времени доказывающих, что Украину и «украинскость» придумали враги России для ее ослабления и расчленения.
Именно украинская интеллигенция породила систему идей и смыслов, в которой существует два «минималистских» проектных понимания Украины - «малоукраинское» («Украина-как-антиРоссия») и «малороссийское» («Украина-как-Малороссия»). Оба понимания одинаково тупиковы, поскольку не просто лишают Украину субъектности, но даже гипотетически не предполагают за ней способности генерировать общезначимые ценности, идеалы, устремления, парадигмы развития. Такая Украина лишена даже собственных «мозгов» - за нее «думают» в Москве, Варшаве, Брюсселе или «вашингтонском обкоме».
Примечательно, что оба эти проекта страны в современной политике имеют своих символических агентов - Ющенко и Януковича, сталкивая и противопоставляя которых, различные силы и по разным границам (геокультурным, языковым, конфессиональным) пытаются расколоть украинское государство.
Один образ «идеальной Украины» фактически выглядит так: Украина - это мелкая (не по размерам, а по смыслам и устремленности) центральноевропейская страна, «бедный родственник» «общеевропейской семьи», постоянно доказывающий свою принадлежность к Европе, «отстойник», лимитроф, геополитический паразит, чья идентичность строится на противопоставлении России и русской культуре.