Как-то поместил на своём сайте такие размышления, которые, возможно, покажутся Вам интересными.
ОТРАЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПАВЛИКА МОРОЗОВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ Изуродованное общественное сознание, изуродованная логика рассуждений, изуродованная нравственность многих людей, даже хорошо образованных, широко известных гуманитариев, наглядно проявляется в трактовке некоторых, получивших большой общественный резонанс, житейских историй. Рассмотрим для примера историю гибели отрока-мученика Павлика Морозова. В массовом сознании о нём было создано два противоположных мифа. Согласно первому мифу, Павлик Морозов был неким высокоидейным пионером, сознательно разоблачавшим врагов Октября, кулаков, замышлявших преступления против советской власти и т.п. И его высокая принципиальность в этой борьбе выразилась в том, что он не пощадил даже родного отца, раскрыв перед властью его преступления. По этому мнению подросток, предатель своего отца, выставляется как герой, как пример для подражания. Ему ставят памятники, его именем называют улицы, о нём слагают стихи… В соответствии со вторым мифом Павлик Морозов олицетворяет фанатическую приверженность тоталитарной идее и преданность античеловечной власти, ради которой идёт на предательство родного отца. По этому мнению он выставляется как резко отрицательный герой, чья трагическая судьба не заслуживает даже жалости, а поступок его убийц - порицания. Самое удивительное, что почти все эти люди - хвалители и хулители - либо не знают СУЩНОСТИ ДЕЛА, либо скрывают её и ЛОЖНО истолковывают. Что же произошло тогда, в 1932 году в селе Герасимовка Туринского уезда Тобольской губернии, что на Урале? А произошло обычное бытовое преступление, подобных которому в те годы насчитывалось десятки. … Судили Трофима Морозова за то, что он, будучи председателем сельсовета (то есть представителем советской власти), спекулировал фальшивыми справками, которые предназначались сосланным крестьянам. Человек этот был большим негодяем - пьянствовал, бил детей (их было четверо) и мать и, в конце концов, ушёл на глазах всей деревни к другой женщине. Как должен был вести себя на суде подросток, выступая после несчастной любимой матери? Опровергать её показания, ставя тем самым её под удар и рискуя быть уличенным во лжи? Да, ситуация в психологическом отношении сложнейшая. Павлик вместе с его младшим братом Федей были убиты родным дедом и двоюродным братом, звериная жестокость которых проходит как бы мимо сознания наших современников. Казалось бы, перед нами не такая уж редкая, даже для нашего времени, трагическая история. И люди с нормальным, не изуродованным мировосприятием, даже не вникая особо в детали этого судебного процесса, должны проявлять естественное сочувствие к убиенным детям и возмутиться нравственной тупостью людей, одни из которых исповедуют хоть тот, хоть другой миф, а другие им внимают и распространяют. Увы… налицо какая-то странность общественного сознания.
ОТРАЖЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПАВЛИКА МОРОЗОВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Изуродованное общественное сознание, изуродованная логика рассуждений, изуродованная нравственность многих людей, даже хорошо образованных, широко известных гуманитариев, наглядно проявляется в трактовке некоторых, получивших большой общественный резонанс, житейских историй.
Рассмотрим для примера историю гибели отрока-мученика Павлика Морозова.
В массовом сознании о нём было создано два противоположных мифа.
Согласно первому мифу, Павлик Морозов был неким высокоидейным пионером, сознательно разоблачавшим врагов Октября, кулаков, замышлявших преступления против советской власти и т.п. И его высокая принципиальность в этой борьбе выразилась в том, что он не пощадил даже родного отца, раскрыв перед властью его преступления. По этому мнению подросток, предатель своего отца, выставляется как герой, как пример для подражания. Ему ставят памятники, его именем называют улицы, о нём слагают стихи…
В соответствии со вторым мифом Павлик Морозов олицетворяет фанатическую приверженность тоталитарной идее и преданность античеловечной власти, ради которой идёт на предательство родного отца. По этому мнению он выставляется как резко отрицательный герой, чья трагическая судьба не заслуживает даже жалости, а поступок его убийц - порицания.
Самое удивительное, что почти все эти люди - хвалители и хулители - либо не знают СУЩНОСТИ ДЕЛА, либо скрывают её и ЛОЖНО истолковывают.
Что же произошло тогда, в 1932 году в селе Герасимовка Туринского уезда Тобольской губернии, что на Урале?
А произошло обычное бытовое преступление, подобных которому в те годы насчитывалось десятки.
… Судили Трофима Морозова за то, что он, будучи председателем сельсовета (то есть представителем советской власти), спекулировал фальшивыми справками, которые предназначались сосланным крестьянам. Человек этот был большим негодяем - пьянствовал, бил детей (их было четверо) и мать и, в конце концов, ушёл на глазах всей деревни к другой женщине. Как должен был вести себя на суде подросток, выступая после несчастной любимой матери? Опровергать её показания, ставя тем самым её под удар и рискуя быть уличенным во лжи?
Да, ситуация в психологическом отношении сложнейшая.
Павлик вместе с его младшим братом Федей были убиты родным дедом и двоюродным братом, звериная жестокость которых проходит как бы мимо сознания наших современников.
Казалось бы, перед нами не такая уж редкая, даже для нашего времени, трагическая история. И люди с нормальным, не изуродованным мировосприятием, даже не вникая особо в детали этого судебного процесса, должны проявлять естественное сочувствие к убиенным детям и возмутиться нравственной тупостью людей, одни из которых исповедуют хоть тот, хоть другой миф, а другие им внимают и распространяют.
Увы… налицо какая-то странность общественного сознания.
Reply
Leave a comment