
200 лет исполняется сегодня со дня рождения Николая Пирогова (1810-1881). Его знают и помнят прежде всего как великого хирурга.
Но Пирогов был еще и педагог, пристальный публицист и социальный критик. Свою постоянную тему он определил названием статьи, которое выглядит как бы безразмерным: «Вопросы жизни». Это работа о воспитании, о том, как следует организовать систему учебных заведений. И Пирогов сыграл очень большую роль в том, что в 1864 году в России отменили телесные наказания. считал одним из важнейших условий успеха в воспитании детей дисциплину. Он осуждал произвол, требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за поступок наказания. В своей статье 1858 года “Нужно ли сечь детей?” Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены, правда, в следующем, 1859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу “Основные начала правил о поступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа”, в котором, принципиально отвергая розгу, считал, однако, невозможным обойтись без нее на практике и лишь советовал применять ее в гимназиях не часто и только по постановлению педагогического совета в каждом отдельном случае.
Национальный музей-усадьба Пирогова