Публикация на
ZAXID.NET о возможности (невозможности) построения так называемой «политической украинской нации». Перевод мой.
Тот, кто хочет что-то изменить, не должен ожидать, а должен сам формировать повестку дня, предлагать темы и стиль. Именно поэтому не стоит надеяться на чужие инициативы и на чужих модераторов, именно поэтому стоит "ходить белыми фигурами".
Соборность Украины как молодого государства - все еще под вопросом. Мы можем изменять судьбу нашей страны - и именно поэтому должны действовать для ее единства.
Ход Галичины
Что могут сделать галичане для образования единой украинской политической нации:
1 . Стать наиболее европейской частью Украины - примером для остальных. Поразить качеством жизнь - чистотой улиц, низким уровнем преступности, вниманием к старым и немощным, богатой культурной и религиозной жизнью. Предлагать ценностные действия типа "подарка сиротам от Святого Миколая". Дать пример качеством управления и силой местных инициатив, вести качественную дискуссию по гражданским вопросам на идеологической основе. Показать высокое качество управления, силу местных инициатив. Продемонстрировать сильную украинско-модерную и межкультурную составляющую.
2. Иметь амбицию (не спесь, не самолюбие, не пренебрежительность и гордыню) сделать галицкий проект наилучшим в Украине, но оставить идею галичанина как "правильного украинца", постулировать его как лишь "одного из правильных украинцев".
3. Предложить новую модель взаимодействия народов Украины вместо "многонационального советского народа", абстрактного по содержанию и русского по сути. По моему мнению, здесь самым целесообразным было бы понятие
политической нации с этнической сердцевиной"где существует гражданское равенство, и в то же время существует национальное сообщество, вокруг языка, символики и исторической памяти которой собираются другие этнические группы, которые проживают в государстве. Украинская этническая группа и должен быть интегратором других национальных сообществ в общее государство, и именно в Галичине нужно показать, как это работает. Для этого нужно произвести четкую украинскую "картину мира", которая не будет разделять, а объединять, а также, базируясь на негативном опыте самих украинцев в позиции национального меньшинства в прошлом, предоставить другим меньшинствам достаточные права.
4. Быть открытыми и готовыми к диалогу - при сохранении своего. Стимулировать такой диалог через, например, приглашение людей с востока, Юга и Центра на праздники, через общие дискуссионные школы и тому подобное; творить и поддерживать форматы и площадки для такого диалога.
5. "Боже, дай мне силу измененть то, что я в состоянии изменить, мужество принять то, чего я не могу изменить и мудрость отличить первое от второго", - говорит одна из молитв. Найти мужество признать то, что советская Украина действительно существовала и оставила по себе следует, - в памяти и в эстетике, даже если она и была самооккупацией. Быть конструктивно антисоветскими: понимать то, что для Центра и Востока СССР не был оккупацией, а в большой мере осуществлялся именно местными кадрами, и преодолеть ностальгию за ним можно лишь качественно лучшей жизнью, чем была тогда. Должен иметь силу принять то, что половина страны как минимум одно ближайшее поколение будет говорить по-русски. Не реагировать агрессивно на русский язык, сосредоточиться на творении проукраинского мышления, на том, чтобы их дети изучали украинский и хорошо владели им.
Что этому мешает
После Оранжевой революции возник новый феномен - разочарование самих галичан в Украине и в себе (и слава Богу) как том, кто может что-то изменить. Легче мечтать о своей маленькой "почти Австрии" и отмежевываться от тех непонятных "чужих" за Збручем.
Другой галицкий посттоталитарный рефлекс, который вредит общему украинскому единству, - это этнизация, избыточное зацикливание на "своих". Такой феномен - не диковина: порабощенные нации защелкивающиеся в своих пределах, исключая чужаков и таким образом самосохраняясь (т.е. они признают, что украинцы для галичан - чужаки, - Варяг), платя за это цену консервирования (оказываясь в гетто). Государственные же нации нуждаются во всеохватывании и интегрировании, а не противопоставлении и исключении "неудобных".
Очевидно, серьезный враг в каждом украинском деле - это лень и розконцентрованость организаторов в сочетании с избыточным углублением простых людей в выживание и бытовые проблемы. Нехватка опыта институций ведет к спонтанным непродолжительным инициативам или персональному паразитированию "владельцев" общественных организаций на темах и средствах.
Не последнюю роль в проблеме единства играет желание Москвы "делить и править" в Украине, противопоставляя между собой "галичан" и "украинцев" (и кто-то после этих пассажей будет еще обвинять «невестку» Москву в желании делить на «галичан» и «остальных»! - Варяг). Весь ее медийный ресурс, весь багаж стереотипов от царских до табачниковских времен играет на культивирование вражде между украинцами. "Нацификация" Галичины является составной частью мифа "Большой Победы" в его путинской редакции, и иногда кажется, что наши местные радикалы хотят соответствовать такому "крутому" имиджу.
Как преодолеть угрозы
Самым сильным оружием против стереотипов является личное общение. Семейные истории большинства галичан-украинцев вплетены в борьбу за свободную Украину, свидетельствуют о ее нужности и правильности - потому делимся ими с украинцами-негаличанами, чтобы они понимали логику наших мыслей и действий. Интернет позволяет нам в настоящий момент такое общение без поездок - поэтому не пренебрегаем шансом наладить связь.
То, чего очень недостает, - это поддержка нашей Идеальной Украины галицкими национальными меньшинствами. Да, я хотел бы грамотных и толерантных дискуссий о Галичине под советской властью в культурном центре Пушкина, я хотел бы слышать слова поддержки от польской, еврейской и других национальных обществ Галичины. Их слова были бы весомой поддержкой правильности нашей концепции для тех, кто сомневается.
Каждый из нас должен "быть послом Новой Украины" - особенно это касается галичан, которые живут за пределами своей малой Родины, своим ежедневным поведением создавая уважение к нашему краю.
Украина для нас должна начинаться в Галичине, но именно Большая Украина должна быть нашей Большой Родиной. Только будучи в этих границах и с этими людьми, она сможет быть зажиточной и сильной в мире.