Ющенко объявляет войну Европейской хартии

Mar 28, 2008 13:59

 Русскоязычие как «идеологическая диверсия»
Только недавно состоялся съезд депутатов всех уровней в Северодонецке, на котором ключевыми темами были гуманитарные вопросы, точнее - гуманитарные проблемы русских и русскоязычных жителей Украины, а это добрая половина страны. Мудрая власть, а тем более декларирующая свою приверженность европейским образцам демократии и свободы, формированию в Украине гражданского общества просто не могла пройти мимо поднимавшихся на указанном форуме тем.

Северодонецк-2, как и иные мероприятия протестного характера, являются реакцией на политику властей, отражают неудовлетворенность значительной части украинских граждан состоянием своих прав и возможностей в культурно-языковой сфере. По логике, адекватным ответом власти - если она слышит (желает слышать) своих граждан - должно было стать корректирование государственного курса во внутренней политике.

Не тут-то было! Заседание СНБО от 21 марта президент Ющенко, видимо, решил превратить в «антиСеверодонецк». Виктор Андреевич в который раз продемонстрировал, что он президент далеко не всех украинцев. Не последовало никакой реакции главы государства на требования общественно-политических кругов Украины, отстаивающих права русских и русскоязычных граждан. Ющенко в упор не видит подобных проблем. И вместо того чтобы внести правки в свой откровенно националистический курс, он дал понять, что, по его мнению, градус националистической истерии недостаточно силен, следует еще подлить масла в этот огонь.

Самый первый вопрос повестки дня СНБО - «Невідкладні заходи щодо забезпечення інформаційної безпеки України». Оказывается, сказал Ющенко, «найбільша загроза національній безпеці - інформаційна експансія іноземних держав»... Не обеспечение страны энергоносителями или международный терроризм, а по мысли президента «информационная экспансия иностранных государств»!

И эта «информационная экспансия» проводится не просто так: «В інформаційному просторі України проводяться інформаційно-психологічні кампанії з тих чи інших питань, для того щоб дезінформувати суспільство, не повністю його інформувати або проводити кампанії не в інтересах нашої країни».

Ющенко подчеркнул, что в украинском информпространстве слишком много иностранных телекомпаний, радиостанций, печатных СМИ и интернет-изданий.

И все это организованно и спланированно! «Центры» какие-то существуют, надо полагать, диверсионно-информационные, до которых еще не добрались длинные руки СБУ: «Существует несколько центров (?! - Авт.), существует колоссальная система телерадиостанций, других изданий, работающих не на интересы Украины, проводя политику других государств», - сказал президент.

На что нацелены, кроме «дезинформации», идеологические диверсанты, действующие «не в інтересах нашої країни»? Оказывается: «це стосується насамперед тем національної єдності, територіальної цілісності, а також таких чутливих тем, як мова, релігія і культура, проведення європейської та євроатлантичної інтеграції», - указал Ющенко, добавив, что делает «акцент» на «збереження ідентифікації України як держави». «Від відповіді на це питання залежить - бути Україні Україною», - сказал Ющенко, характеризуя «серйозність викликів інформаційній безпеці».

По мысли Ющенко, именно иностранные информационно-идеологические диверсанты виноваты в том, что в Украине создаются «регионы неуправляемой нестабильности», а также «формируется социальное напряжение».

А Нацсовет по телевидению и радиовещанию, от которого уже давно стонет русскоязычная Украина, оказывается, еще и недорабатывает! Президент попенял на некоторые «невзвешенные решения». В частности, привел пример Ющенко, в Николаевской области право на вещание недавно получила радиостанция «Голос России».

На Закарпатье, отметил Ющенко, вещают 83 телерадиостанции Венгрии, Словакии и Польши, а шесть мощных передатчиков Румынии и Молдовы якобы полностью перекрывают информпространство Черновицкой и Одесской областей... Но это, полагаю, было сказано больше для ретуши главной, по мнению президента, «проблемы» - «экспансии» российских СМИ. По его словам, ими «фактически полностью» охвачен Крым и восточный регион, что «обеспечивает им полное доминирование на украинской территории».

И не только теле- и радиопространство подверглось воздействию иностранных информдиверсантов. Президент «с обидой говорит о том, что в сфере печатных СМИ у нас даже нет государственного органа, который бы проводил государственную политику».

Задачей номер один на заседании СНБО, сказал Ющенко, должен стать «вопрос разработки мер по осуществлению более эффективного контроля за наполнением информпространства» (21.03.08, пресс-служба президента, УНИАН).

Что называется, приехали! Президент фактически ратует за введение в Украине XXI века государственной цензуры!

Интересно, какими методами и средствами намерен ответить на сформулированные им «вызовы» президент. Допустим, у иностранных теле- и радиокомпаний, действующих на территории Украины, Нацсовет отберет лицензии на вещание. Но как ограничить работу теле- и радиостанций сопредельных государств в приграничных регионах? Вспомнить советский опыт - установить «глушилки»?

А что делать с гражданами, получающими информацию через спутниковые антенны, через радиоприемники? Изъять эту аппаратуру или ввести уголовное наказание за просмотр или прослушивание «неправильных», «не на том языке» и просто «идеологически вредных» теле- и радиопрограмм - как за «отрицание голодомора»?

А информационные интернет-диверсанты (президент не уточнил, но полагаю, по умолчанию имел в виду русскоязычный сегмент сети) - тоже будут введены государственные контроль и цензура, как в какой-нибудь азиатской диктатуре?

А как понять сетование президента на отсутствие органа, который бы «проводил государственную политику» в печатных СМИ? Следует возродить в той или иной форме печальной памяти Главное управление по делам литературы и печати (Главлит), только уже «оранжевого» образца?

К сожалению, г-н Ющенко - любитель порассуждать о высоких материях демократии, свободы и продвижения к Европе с ее цивилизованными стандартами - не указал, на какие же европейские образцы он ориентируется, предлагая свои идеи по «захисту інформаційного простору». Где в Европе (или в США, Канаде) можно встретить, к примеру, орган, проводящий государственную политику в печатных СМИ? Полагаю, если бы лидер одной из указанных стран, скажем, тот же вскоре прибывающий в Украину Джордж Буш, только заикнулся о необходимости создания «государственного органа, который бы проводил государственную политику в печатных СМИ», его, образно говоря, стерли бы в порошок, а то и поставили бы вопрос об импичменте.

Ющенко обозначил темы, вокруг которых, по его мнению, ведутся «інформаційно-психологічні кампанії», как то: «мова, релігія і культура, проведення європейської та євроатлантичної інтеграції». Действительно, они на данном этапе явлются острыми и не способствуют достижению «національної єдності».

Однако не кажется ли Виктору Андреевичу, что он поставил все с ног на голову? В том смысле, что причиной раскола страны являются не мифические «інформаційно-психологічні кампанії», осуществляемые якобы в интересах других государств, а проводимая г-ном Ющенко внутрення политика в гуманитарной сфере.

Почему-то еще несколько лет назад не было той остроты ни в вопросах языка, ни в вопросах культуры, религии, а равно и «європейської та євроатлантичної інтеграції». И никакие вражеские «інформаційно-психологічні кампанії» ничего не обостряли. Но как только с подачи Ющенко начались кампании по резкому сужению сферы применения русского языка (иначе говоря: насильственная украинизация, порой в самой грубой форме), переписыванию истории по националистическим лекалам, по реабилитации и героизации нацистских прислужников, по вмешательству в вопросы церкви, а также форсирование втягивания Украины в НАТО - тут-то и возникли проблемы с «національною єдністю».

Виктор Андреевич, сетующий на «экспансию» иностранных СМИ, которые доминируют в Крыму и восточном регионе, не задался вопросом: а отчего, собственно, они там доминируют, иначе говоря, почему население указанных регионов предпочитает русское телевидение, радио, газеты? Не потому ли, что они выигрывают по сравнению с украинскими в качестве? Не потому ли - и это самое главное - что из украинских СМИ вытесняется русский язык?

Ведь абсолютно понятно, что если в украинском теле- и радиопространстве сокращается использование русского языка, то зрителю/слушателю, у которого имеется потребность именно в русскоязычном информпродукте (кино, развлекательные программы, новости и т. д.), ничего по сути не остается, как пытаться получить его из российских СМИ.

Предлагаю простейший рецепт г-ну Ющенко со товарищи: всемерно способствовать увеличению украинского русскоязычного теле- и радиопространства - тогда украинские граждане меньше будут смотреть российские телеканалы и слушать российские радиостанции.

Однако «оранжевый» Нацсовет по телевидению и радиовещанию недавно анонсировал очередные меры по вытеснению русского языка. По заявлению главы Нацсовета В. Шевченко от 19 марта, принято решение о том, что с 1 сентября с. г. телекомпании обязаны будут увеличить долю эфира на украинском языке до 80%, это правило распространяется и на прайм-тайм, а также на выходные дни.

Ющенко пытается свои собственные провалы в гуманитарной политике, неприятие значительной частью украинского населения его (Ющенко) националистического курса обосновать происками неких иностранных информационных диверсантов.

С другой стороны, подходом, который заявлен Ющенко - якобы направленным на борьбу с внешними врагами, посягнувшими-де на «інформаційну безпеку», - он создает себе обоснование для еще большего усиления националистического курса, для подавления инакомыслия в стране, которое объявляется «інформаційно-психологічними кампаніями» в интересах других государств.

Но по сути это заявка на новый виток борьбы президента со своим народом, гарантом прав которого он согласно Конституции является. Ведь права русского языка и культуры, канонического православия, защита истории от националистических русофобских доктрин и проч. - это не действия в интересах иностранного государства, как пытается это представить Ющенко, а проведение и отстаивание интересов половины населения Украины.

Впрочем, президент давно присвоил себе право устанавливать - что в интересах страны, а что нет, отсюда и столь самоуверенный апломб в реабилитации ОУН-УПА, «объединении» церкви и интеграции в НАТО.

Испытывающий, мягко говоря, затрудения в навязывании стране своего «проекта Украины», Ющенко - посредством борьбы за «інформаційну безпеку» - хочет загнать украинских граждан в информационное гетто, в котором звучала бы только одна, «единственно правильная» точка зрения по вопросам языка, культуры, истории, церкви и выбора интеграционных направлений. Впору вводить в «новой редакции Конституции», над которой корпят в президентском Секретариате, модифицированный вариант пресловутой 6-й статьи - о «руководящей и направляющей» силе украинского интегрального национализма, лидером партии (пусть официально и не оформленной) которого является президент Ющенко.

Для интегрального (т. е. тоталитарного) национализма является само собой разумеющимся причесывание всего и вся под одну националистическую гребенку. Иное попросту не приемлется. Позиции, которые представил Ющенко на заседании СНБО 21 марта, это продолжение курса на установление в Украине тоталитарного режима националистической диктатуры. Эти потуги довольно четко описал в своем материале «Северодонецк-2: преодоление страха» в «2000» от 21 марта Дмитрий Табачник: «принять как руководящую доктрину идеологемы националистической части Галичины, ценности Коновальца, Шухевича, Бандеры». На этой основе Ющенко видит и «единство Украины».

«Но тоталитаризм любой окраски не может утвердиться, пока народ не лишен исторической памяти, и многовековые духовные ценности являются неотъемлемой частью его существования», - справедливо указывает Дмитрий Владимирович. Поэтому и затевается борьба с вымышленными «інформаційно-психологічними кампаніями» - ограничить украинцев в получении альтернативной информации, не совпадающей с националистическими идеологемами... Как обозначил Ющенко, речь об «ідентифікації України» - «бути Україні Україною». Мог бы и прямо сказать: ему нужна «українська Україна»...

Кстати, в тот самый день, когда проходило заседание СНБО, Ющенко направил в правительство письмо с требованием разработать и утвердить целевую программу «Пізнай свою Батьківщину». Программа, судя по заявленному президентом, предназначена для промывки мозгов молодого поколения в соответствующем духе. Как сообщала президентская пресс-служба 21 марта, цитируя послание президента, «зазначена програма має бути спрямована на задоволення інтелектуальних та духовних потреб молоді, зокрема організацію під час канікул або навчального процесу обов'язкового відвідування школярами та студентами визначних місць і пам'яток культурної спадщини, в першу чергу пов'язаних із становленням української державності та національно-визвольними змаганнями»... Т. е. в «обов'язковому» (!) порядке школьники и студенты должны будут посещать места «боевой славы ОУН-УПА».

Среди рекомендуемых мест для посещения в обязательном порядке «Хортиця... Гетьманська столиця... Чигирин»... Надо полагать, список расширится местами «ратной славы Выговского» под Конотопом. «Сьогодні надзвичайно актуальним у справі творення української державності є формування патріотично налаштованого молодого покоління українських громадян та набуття ними ґрунтовних, об'єктивних та правдивих знань про історію та культуру своєї держави», - пишет президент.

Но почему-то в президентском письме нет ни слова о том, чтобы в целях «формування патріотично налаштованого молодого покоління» школьники и студенты посещали места, связанные с событиями Великой Отечественной войны - героической обороны Киева, Одессы, Керчи, Севастополя. К слову, в нынешнем году исполняется 65 лет великой битве за Днепр и освобождению Киева от фашистских захватчиков... Такая история, по мнению Ющенко, не будет способствовать формированию «правильного» патриотизма...

Совершенно очевидно, что призывы Ющенко к т. н. усилению информационной безопасности прямо нарушают Конституцию и законы Украины.

Ст.15 Основного Закона гласит: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.

Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная.

Цензура запрещена».

Ст. 34: «Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений...»

Ст. 35: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания...» И т. д. и т. п.

Нет и не может быть никаких ограничений - если в Украине демократия, свобода и верховенство права - на обсуждение, включая критику, проводимой государственной политики. О какой бы сфере ни шла речь. В т. ч. и иностранными гражданами, пользующимися, согласно ст.26 Конституции, теми же правами и свободами, что и граждане Украины.

В свете нареканий Ющенко на «засилье» российских и «російськомовних» СМИ, нельзя не упомянуть и о том, что согласно закону о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств от 15 мая 2003 года Украина взяла на себя следующие обязательства в сфере средств массовой информации:

- Гарантировать свободу прямого приема радио- и телепередач из соседних стран, которые транслируются на таком же языке (или похожем на него), как и региональные языки или языки меньшинств, и не препятствовать ретрансляции радио- и телепередач из соседних стран, которые выпускаются в эфир на таких языках... следить за тем, чтобы в печатных средствах массовой информации не создавались ограничения в отношении свободы выражения мнений и свободного распространения информации на таком же языке (или похожем на него), как и региональные языки или языки меньшинств (пункт 2 ст. 11);

- Обеспечить представительство или учитывать интересы лиц, использующих региональные языки или языки меньшинств, в органах, которые могут быть созданы в соответствии с законом для обеспечения свободы и плюрализма в СМИ (пункт 3 ст. 11)...

Как эти положения закона соотносятся с призывами Ющенко? Очевидно: никак.

Пока Виктор Андреевич борется с «экспансией» иностранных медиа, ООН упрекнула Украину в пропаганде нетерпимости в украинских СМИ. Как говорилось в сообщении центра новостей ООН 13 марта, специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение Амбейи Лигабо представил участникам 7-й сессии Совета по правам человека доклад о результатах посещения Украины. И, в частности, выразил обеспокоенность случаями пропаганды в украинских СМИ нетерпимости и ненависти на почве расизма и рекомендовал Украине при подготовке журналистов уделять должное внимание их профессиональной этике и необходимости уважения прав человека.

Проблема действительно актуальна, а тенденции далеко не радужны. В качестве примера можно взять факты, приводимые депутатом от ПР Вадимом Колесниченко в его недавнем обращении к министру внутренних дел, Генпрокурору, министру юстиции, главе Нацкомитета по вопросам телевидения и радиовещания с требованием «припинити розпалювання національної, расової ворожнечі та ненависті, приниження національної честі та гідності громадян за мовною ознакою на сторінках газети Івано-Франківської обласної ради «Галичина».

Как указывает В. Колесниченко, «прояви ксенофобії та расизму в українському суспільстві є не причиною, а наслідком певних процесів, що проходять у суспільстві, результатом діяльності та реалізації ДЕРЖАВНОЇ політики».

«Складається чітке враження, що держава навмисно провокує та підігріває явища расизму та нетерпимості в Україні. Особливо заповзято цю політику намагаються впроваджувати деякі місцеві органи влади та підконтрольні їм засоби масової інформації.

Так, наприклад, у газеті «Галичина», заснованій Івано-Франківською обласною радою, в № 34-35 (3606-3607) від 6-12 березня 2008 року, в статті «Понад 100 квартир залишилися без газу...», в якій повідомлялося про дії зловмисників, які перекрили газові вентилі на вводах, розташованих на фасадах будинків, у першому ж реченні звинувачує «клятих москалів», котрі постійно шантажують нас газовим питанням».

Більше того, в цьому ж номері повідомлення «Обікрав церкву, відчув себе не останньою людиною» про пограбування церкви Різдва Христового в Івано-Франківську, навіть до констатації самого факту злочину, розпочинається зі слів «якийсь російськомовний бомж». Тобто, очевидно, автора матеріалу й редакцію цікавило не те, що якийсь злодій підняв руку на церкву, а те, що він був «російськомовний». І це робиться ще й з посиланням на Центр громадських зв'язків УМВС України в Івано-Франківській області. Таким чином, в газеті чітко вибудовано лінію, що «москалі» не лише примушують нас мерзнути, але й замахнулися на святе - грабують церкви. На очі - черговий факт розпалювання міжнаціональної ворожнечі через ЗМІ в Україні», - указывает депутат.

Подчеркнем: речь идет о государственном издании - печатном органе Ивано-Франковского облсовета. О какой-либо реакции властей ничего не известно. И пример этот далеко не единственный.

Но пропаганда расовой и этнической нетерпимости в Украине, на что обратила внимание ООН, президента не волнует. На СНБО эта тема даже не поднималась. И к угрозам «інформаційної безпеки України», по мнению Ющенко, она не относится...

ксенофобия, украина, национализм

Previous post Next post
Up