Патрик Бьюкенен Три недели назад в Африке президент Буш сожалел о геноциде в Руанде в 1990-е годы, защищал свой отказ послать военный контингент США в Дарфур и осуждал этническую резню в Кении.
Вслед за фальсифицированными выборами, народ Кикуйя, составлявший основную часть населения Кении, подвергся безжалостной резне. Люди разделились и уничтожали друг друга согласно линиям кровного родства или месту проживания.
Согласно заглавной статье в новом номере журнала "Foreign Affairs" под названием "Us and Them: The Enduring Power of Ethnic Nationalism" (Мы и они: необоримая мощь этнического национализма), мы можем стать свидетелями того, как в странах третьего мира нарастает новая волна узаконенных этнических войн, подобных тем, что сотрясали Европу в ХХ веке.
"Этнонационализм, - пишет профессор истории Католического университета Джерри Мюллер. - Играл более значительную роль в современной истории, чем принято считать, складывается впечатление, что те процессы, которые привели к доминированию этнонационационалистического государства и разделению этнических групп в Европе, возобновятся".
Люди Запада не усвоили уроков собственной истории.
Мюллер пишет: "Знакомый и влиятельный нарратив европейской истории ХХ века утверждает, что национализм дважды привел к войне: в 1914 году, а затем в 1939 году. После этого европейцы пришли к заключению, что национализм достаточно опасен и постепенно отказались от него. В послевоенные десятилетия европейцы опутали себя сетью транснациональных институтов, кульминацией развития которых стал Европейский союз".
Мюллер утверждает, что все это миф, что мир снизошел на старушку-Европу только после триумфа этнонационализма, после того, как народы Европы "рассортировали" сами себя и стали жить каждый в своем месте.
В начале ХХ века в Европе существовало 3 многонациональные империи: Османская, Российская и Австро-Венгерская. Этнонационалистические конфликты на Балканах 1912 и 1913 годов уничтожили первую.
Первая мировая война была спровоцирована сербами, желавшими оторвать Боснию от Австро-Венгрии. После четырех лет кровавой резни сербы достигли своей цели, и в Европе восторжествовал этнонационализм.
На руинах Османской империи возникла этнонационалистическая Турция и этнический обмен населением между Анкарой и Афинами. Турки устроили резню армян и выгнали их из Турции.
На руинах Российской и Австо-Венгерской империй возникли Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия и Югославия. В трех последних государствах составлявшие большинство этнические группы руководили менее многочисленными группами, которые выступали или за формирование своих собственных государств, или желали присоединиться к потерянным родственным народам.
В Польше эту роль играли украинцы, немцы, литовцы и евреи. В Чехословакии половину населения составляли немцы, словаки, венгры, поляки, рутенцы или евреи. В Югославии это были словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, македонцы, черногорцы и албанцы.
Вторая мировая война разразилась из-за попытки Гитлера объединить всех немцев в одно этнонационационалистическое государство - отсюда и аншлюс Австрии, и требования вернуть Судетскую область, и давление на Польшу с целью вернуть Данциг, а также на Литву - с целью вернуть Мемель и окружающие его территории, захваченные Литвой в 1923 году.
Вторая мировая война продолжила процесс самым ужасным способом.
Еврейское население Европы, не имевшее своего собственного государства, либо было уничтожено, либо превратилось в беженцев, основавших впоследствии государство Израиль. Немцы, проживавшие в странах Балтии, Пруссии, Польше, Чехословакии, на Балканах и даже восточный области Германии, вплоть до Берлина были подвергнуты самой жестокой этнической чистке в истории: от 13 до 15 миллионов человек подверглось переселению, и около 2 миллионов из них погибло.
К концу Второй мировой войны европейские нации были в этническом смысле более гомогенны, чем когда бы то ни было, заплатив за это огромную цену своей кровью.
После 45 лет Холодной войны оставшиеся многонациональные государства - Советский Союз, Чехословакия и Югославия - распались на множество национальных государств, основанных по этнонационалистическому принципу.
Как утверждает Мюллер, энтонационализм может являться предварительным условием либеральной демократии. Только после того, как все европейские народы обрели свои собственные гомогенные национальные государства, в Европу пришли мир и спокойствие. Что произошло в Европе в ХХ веке может стать предвестием того, что произойдет а Латинской Америке, Ближнем Востоке, Африке и Азии.
В Китае уйгуры, монголы и тибетцы противятся ассимиляции. Татарстан может стать следующим проблемным регионом в России. На Балканах - это Косово. Сербы Косово и Боснии могут взять пример с албанцев и отделиться.
Американцы, пишет Мюллер "находят этнонационализм разрушительным как с интеллектуальной, так и моральной точки зрения. Социальные ученые пытаются продемонстрировать, что этнонационализм - это производная культуры, а не природы человека".
"Однако ничто не заставит этнонационализм исчезнуть".
В самом деле, мы видим это на примере баскского населения Испании, на примере Бельгии, Боливии, Багдада и Бейрута. Быть может, самым мудрым для Америки будет уйти с дороги этой неконтролируемой силы. Вместо того, чтобы пытаться ее остановить, мы должны попытаться приспособиться к ней и облегчить временами ужасные последствия ее проявления.
Мы должны обратиться к своей стране. Согласно исследованиям центра "Pew Research Center", к середине столетия испаноговорящее население США составит около 127 миллионов, то есть, по сравнению с сегодняшними 45 миллионами, оно увеличится втрое, а, кроме того, в Америке появится около100 миллионов новых иммигрантов. Ни одно государство, за исключение нашего, не испытывает настолько серьезной опасности от возрождения этнонационализма.
Америка! Обрати же внимание на себя!