А российские консульства заставят работать по украинским правилам
- Вы уже неоднократно заявляли, что возбужденное Службой безопасности Украины уголовное дело по факту Голодомора 1932-1933 годов, до конца этого года будет передано в суд. Получили ли вы по своим запросам какие-то документальные материалы из России или из других стран? С вашей точки зрения, после того как судебная инстанция поставит точку в этом деле - будут выдвинуты конкретные обвинения конкретным людям, - изменит ли это сознание тех людей, которые считают, что геноцида украинского народа не было? Достаточно ли в правовом смысле документальных подтверждений, что это был именно геноцид украинского народа?
- Я не думаю, что нужно принудительным способом изменять сознание людей, ведь мы преследуем совсем другую цель. Сейчас заканчивается ряд экспертиз по этому уголовному делу, поэтому мы намерены до конца года передать его в суд. Документов хватает - это 253 тома. Наши запросы направлялись и в российскую ФСБ, от которой последний ответ был о том, что запросы переданы на обработку в прокуратуру Российской Федерации. Я убежден, что все правдивые сведения, которые существуют в Украине и установлены следствием, а это карты, документы, фамилии - являются свидетельством геноцида на конкретной территории.
Это раз и навсегда снимет вопрос - почему почти 10 миллионов украинцев погибли от голода? Почему международными экспертами в отношении нас употреблялся термин «постгеноцидная нация»? Почему и какие западные компании воспользовались тем, что большевики вывозили зерно заграницу и др.? Но точка по этому делу - это только начало многих других процессов: гражданских, моральных, юридических, политических. А самое главное - я очень надеюсь, что будет возвращена память наших родителей и всех тех, кто жил на территории 17 областей, где был осуществлен геноцид.
- Как вы относитесь к люстрации в том виде, как ее рекомендуют некоторые политики?
- Поработав три года с архивами КГБ, я немного изменил свое отношение к люстрации. Потому что в этих документах я увидел, как реально выбивались свидетельства, какие существовали пытки и, вообще, как преступно власть относилась к людям. Убежден, что люстрация для нашей страны в том понимании, как ее проходили европейские государства, невозможна. Потому что, во-первых, в ряды «стукачей» записывали людей, которые никогда не имели отношения к этому, во-вторых, многие документы подделывались, а в-третьих, как я уже сказал, из людей с помощью пыток выбивали «показания».
Расследование геноцида - это лишь часть всех тех преступлений, которые делала советская власть с 1917 по 1991 годы. Запугивание людей было страшным, поэтому, когда во всех этих преступлениях мы разберемся, только тогда можно говорить о параллельной люстрации.
Я работаю в СБУ три года. Когда я пришел на эту должность, мы даже и не мечтали о том, что можно выйти на возбуждение уголовного дела. Но в течение последних двух лет жизнь изменилась, в том числе и для Службы безопасности Украины. Я думаю, что ничего страшного не случится, если мы еще год-два подождем, пока пройдут расследования других кровавых преступлений советского режима, с тем, чтобы уже на объективных документах запускать процесс люстрации.
- Украинская Конституция запрещает двойное гражданство, но есть неединичные случаи, когда, кроме украинского, люди имеют или российское, или румынское, или болгарское, или какие-то другие гражданства. Мы знаем, что в Южной Осетии и в Абхазии было очень много местных жителей с российскими паспортами. Каким образом СБУ реагирует на это? Что и кому нужно делать?
- На нашей территории должно действовать исключительно наше законодательство, в том числе, и в вопросах гражданства, где главным контрольным органом является МВД. Кроме того, есть специальная комиссия по вопросам гражданства при Президенте Украины. Там, где выдаются загранпаспорта - в консульствах, я не вижу никаких проблем на уровне двух министерств иностранных дел четко урегулировать эти вопросы. Например, с тем, чтобы консульства Российской Федерации неуклонно придерживались нашего законодательства относительно предоставления или лишения гражданства. Если украинский гражданин обращается в российское консульство о предоставлении ему гражданства России, консул должен вежливо ему написать или объяснить, что до того момента, пока он не принесет справку о прекращении украинского гражданства, российского он не получит. А теперь вы спросите - почему так не делается? А потому, что нужно четко довести это требование до всех консульств, и когда мы выдаем иностранному консулу экзекватуру или открываем новое консульство, мы должны устанавливать собственные правила. Такой принцип должен существовать по всем направлениям развития Украинского государства.
...