Хронопад на бок. Часть 1.

Aug 09, 2016 11:31



Sto diabły w piekle z duszą i wątroby - как говаривал, мой давний знакомец пан Твардовский. И, в  принципе, я его понимаю. Нет, господа, я сегодня не пил бимбер, да и со сливовицей не сложилось. Просто подпоручик Дуб, с некоторых пор, открыл для себя существование литературы. И о чем он,  еще до войны,  говорил с господином директором гимназии.  Врет, собака. Источником заразы оказался кадет Биглер, забывший в штабном сортире некий томик.
На обложке сего фолианта красовался некий мускулистый господин, в мундире неопределенного толка и аналогичной короне. Но вместо скипетра и державы сей персонаж сжимал в руках картечницу господина Гатлинга. Обычно такие орудия устанавливаются на параконный лафет, как и подобает серьезной пушке… но, умный человек знает все это и без меня.
Отловив кадета Биглера и объяснив ему все тщету поиска книжки, попавшей в загребущие ручки подпоручика Дуба, я узнал массу интересного. Точнее - убедился в верности одной своей давней гипотезы. Не нужно тут приплетать пана Гаека и «Жизнь Животных».  Зоология тут не причем, скорее  тут речь пойдет о простейших, точнее - о паразитах. Пардон за каламбур, тут все  намного проще и печальнее.
Книги этого жанра известны, а одним из первых «отличился» Марк Твен. «Янки при дворе» оказался первой ласточкой. Вот только писалось это, как пародия на забившие прилавки рыцарские романы. Сейчас же - ситуация изменилась с точностью до наоборот .   
Но существуют еще и отличие. Кадет Биглер, как и положено носителю холерных бацилл… Впрочем, это физиология. Так вот, он вывалил Вашему покорному слуге еще и массу названий. Обычно они начинались с «Убить ….» Дальше подставляем имя любого более или менее известного исторического деятеля.
Бедняга не знал, что некогда я имел честь слушать доклад Валента бен-Шамаля «Козлы или Наши в Хроносе». Да, в печати он шел без первого термина, но на Киев-КОНе автором озвучено было именно так.  Впрочем, в те далекие времена книг про попаданцев было «в-меру». Да и качество исторической (и около исторической) фантастики, обычно было выше.
Что это за напасть? Все вроде бы просто: наш современник попадает в прошлое. Историческое, фантастическое, параллельное - без особой разницы. Все равно, успех попаданцу гарантирован автором и его сводным оркестром «роялей в кустах». Чтобы не путаться в классификации исторической фантастики, сейчас обычно используется термин «попаданцы». Но разобраться с основными направлениями стоит. Оно того стоит.
Существуют следующие направления:
  1. АИ, он же Альтернативная история. Что было бы, если… Принцип гвоздя и подковы возведенный в абсолют. (Не было гвоздя - подкова пропала, нет подковы - лошадь захромала) . НО! Гвоздя, а не легионов Ада на стороне главного героя. Или ангелов. Или мелкого факта, что он в раннем средневековье обладает ядерным оружием, а предводитель лучников противника похищен зелененькими и плоскими гуманоидами. Как литературное и историческое исследование/хулиганство - великолепно! (естественно при должном стиле и владении материалом).  То же Глеб Дойников с «Варягом-победителем», например. Хоть для победы над супостатом автору потребовалась группа попаданцев, но книга породила массу последователей унд подражателей. Учите матчасть господа и суровые технари Вас поймут, да и многое простят во владении литературным стилем.
  2. Криптоистория. Близко к первому, но сводиться к любимой фразе того же бен-Шамаля: - Не так все это было!
Данное направление более литературно и старательно обходится без попаданцев. Просто исторический персонаж, на самом деле жил и вел себя слегка не так, как нас учили в школе. Можно вспомнить Валентиновские «Овернского клирика», «Око силы», и «Серого Коршуна». Особняком тут стоит «Спартак» (кстати, сознательно стилизованный автором, под Резуновский «Ледокол»). Или тех же Олди с «Герой должен быть один» (например).
  1. Хроноопера - это наш современник, обычно профессиональный историк, попадает в РЕАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ, в собственном теле и имея при себе только то, что есть в карманах и голове. Хрестоматийный и яркий пример - Спрэг де Камп «Да не опустится тьма». Один из родоначальников (или очень популярный) автор стиля фентези, оказался очень ярок. Не смотря на то, что написан роман в 1939 году - читается сегодня на одном дыхании.
  2. Паразиты попаданцы в Хроносе. А вот тут ситуация обстоит свирепо и захватывает 95% книжного рынка.  Особняком можно выделить подгруппу «Экипаж машины боевой». Это когда в прошлое проваливается танк, подводная лодка или соединение кораблей с авианесущим лидером.
С ними не все однозначно. Из-за многочисленности экипажа персонажи обычно блекло-картонные, но бывают и ярко написанные исключения. Как результат - книга попадает в жанр альтернативной истории.
  1. Попаданцы, более известные как паразиты сознания… - скорбно оборву фразу. По умолчанию, большинство авторов соотносят своих «героев» с паразитами овладевающими разумом, памятью и телами своих репациентов. И впрямь, зачем качать мышцы в спортзале и мозг, изучая историю? Да и проблемы и вопросы к науке легко решаются с помощью дарованного высшими силами/инопланетянами/ вселенским разумом/стариком Хоттабычем… Нет, не знанием! И даже не интерактивным курсом иностранного языка. Любой вопрос решается с помощью всезнающего-чудо планшета! Набери любой вопрос - получи абсолютную истину и скидку на распродаже (подсказку, кто из персонажей будет наиболее полезен, при решении этого вопроса).
Итак, обычный младший менеджер по ассенизации, тупо заселившись в тело … ненужное вычеркнуть, нужное вписать. А дальше начинается такое! Текст не могут спасти даже пресловутые рояли, табуны роялей, легионы роялей.  Это - контрабасом по голове. Весь миг у ног твоих, здесь ты король, здесь ты герой. И ведь трезвый подлец, все вытворяет,  как неудивительно!
И проблема книги тут даже не в том, что автор - младший менеджер по ассенизации. В его писании половина (а чаще все) исторические персонажи говорят либо как в маршрутке, либо: - Будет исполнено Ваше Превосходительство, Величество и т.д.
Отдельная напасть - бородатые анекдоты, которые авторы безуспешно пытаются вставить в текст. Плюс культура. О, культура!
Песни - обычно попаданец в меру возможностей пытается перепеть многострадального В.С.Высоцкого. Это еще ничего. Бывает намного хуже.
Что до и исторической, культурной и политической части романа - это мрак и ужас, шок и трепет! Невежество дремучее, так и прет. Проблема в том - что в ЛУЧШЕМ случае, автор, при написании, пользуется Википедией. Хотя бы!!! 
  1. Женский роман, тщетно и загадочно пытающийся замаскироваться под пункт 3. Сводиться к двум фразам:
а. ДеФФки я себе такого мужика оторвала!
б. Кончита вздрогнула и бедра Хуана обдали ее водопадом неземной страсти.
Что до читателей, а точнее потребителей данных произведений - это все во второй части. И не надо возмущенно вертеть носом, там все не так просто.  Вот такой веселый джир! (с) Г.Л.Олди

С искренним почтением,
Историограф батальона,
вольноопределяющийся Карл Марек.

далекий гость, в мире мудрых мыслей

Previous post Next post
Up