Рассказали анекдотичную историю. Идёт по Харькову трамвай, двое приезжих общаются между собой: - Ой, цэ шо! Вже парк Горького? - Та ни! Цэ музей природы! - Як цэ? - Ну, тут засушены тварыны хранятся… Таково понимание «цэевропейцами» ценности и значения одного из старейших музеев Украины. Равнодушное, утилитарное, безграмотное. Примитивизация культуры есть одна из самых больших бед нынешней Украины. По сути, она подменяется неким набором штампов, майданных лозунгов, исторических мистификаций. Важную роль в процессе оболванивания населения играет Украинский институт Исторической Памяти (УИНП) - особое пропагандистское подразделение, организованное по указу господина Ющенко после победы первого майдана. Согласно официальному положению о создании данного заведения, в его задачи входит «пропаганда древности украинской нации и её языка», изучение «творческого наследия украинской нации в сфере политики, культуры, науки и техники», изучение голодоморов «и других преступлений против украинской нации», преодоление «остатков тоталитаризма в сознании граждан», а также «активизация работы по формированию патриотизма граждан Украины» (прежде всего тех, кто работает в государственных учреждениях).
Первым директором УИНП был назначен престарелый руховец Игорь Юхновский, который к исторической науке не имеет вообще никакого отношения - ни по своему образованию, ни по профессии. Это сразу выдавало политический замысел создания организации, что, собственно, не очень-то и маскировалось. Сам Игорь Рафаилович озвучил смысл работы новой бюджетной структуры следующим образом: «Необходимо, чтобы в современном украинском обществе были искоренены рудименты советско-русской и польской пропаганды, уничтожены существующие негативные стереотипы относительно личности Бандеры и возглавляемого им движения».
Сверхзадача, поставленная перед УИНПом состояла в том, что бы быстро и максимально эффективно обелить в глазах общественности преступления бандеровцев. Более того - под благовидным предлогом якобы «борьбы за независимость» героизировать убийц и на этой идеологической основе строить новую политическую идентичность нации. Для этого, прежде всего, нужно было любыми путями опровергнуть участие украинских националистов в преступлениях гитлеровцев. Ведь известно, что время войны боевики-националисты уничтожили сотни тысяч евреев и поляков. Бандеровцы приветствовали вторжение гитлеровской армии, активно участвовали в убийствах мирных жителей Львова, Киева, отличилось кровавыми преступлениям в Белоруссии, многие из них добровольно вступили в дивизию СС «Галиция» и т.д.
Как и положено настоящим патриотам, свою «научную деятельность» украинские националисты начали с разворовывания бюджета. УИНПу (как главному распорядителю средств на строительство «первой очереди мемориала» жертвам Голодомора) удалось заграбастать вместо запланированных в 2008 году на строительство 80 млн гривен сразу в 2 раза больше. Разразился скандал. По результатам последовавшей проверки Счётной палатой Украины было выявлено нецелевое или с нарушением норм использование 96 % средств из государственного бюджета, а стоимость самого сооружения оказалась завышена в пять раз. Впрочем, казнокрадство всегда являлось особенностью казённого патриотизма - на каких бы майданах они ни скакали.
Во время первого майдана, в числе прочих, шумел на площади и активист организации «Пора!» некий львовянин Владимир Вятрович. Следует отметить, что «Пора!» создана аккурат накануне выборов 2004 года для планируемых антиправительственных выступлений. Подобные молодежные движения - обязательный элемент любой цветной революции. Вышеупомянутый активист Вятрович являлся сотрудником карликового «Центра исследований освободительного движения», созданного на гранты и при поддержке зарубежной «дияспоры» для дежурных россказней о героизме ОУН-УПА и посильного внедрения этой легенды в общественное сознание.
[Spoiler (click to open)] После Майдана «Пора» довольно быстро распалась, но Вятрович за Киев зацепился. Земляка приветил назначенный тогда директором УИНПа Юхновский. Молодой энергичный националист стал его ближайшим сотрудником в деле героизации ОУН-УПА. Излагая своё кредо, в 2010 году Вятрович писал: «Украинская борьба за независимость это один из краеугольных камней нашей самоидентификации. Дело в том, что без УПА, без Бандеры и без Шухевича не было бы современного украинского государства, не было бы современной украинской нации». Мысль чрезвычайно важная для понимания сути западноукраинского национализма: нет заслуг тех, кто веками созидал и обустраивал страну, а современная Украина - это якобы сплошная ОУН-УПА, Бандера и Шухевич.
Конечно, это позиция не историка, но профессионального пропагандиста, который готов любой ценой подгонять факты под свою идеологию. Такие - даже если тыкать носом в бандеровские газеты 1941 года, где черным по белому написано, что бандеровцы выступают друзьями и союзниками Гитлера - будут врать, что этого не было. А холокост - «трагическая случайность». А Хатынь - «коммунистическая пропаганда». А присягавшие Гитлеру бойцы ваффен-СС «Галиция» - «борцы за независимость».
Отсидевшись во время недолгого правления Януковича в США, Вятрович, разумеется, не мог не отметиться на «Евромайдане». Выступал со сцены, координировал массовые акции, с мегафоном вёл колонну «активистов» на блокирование правительственных зданий и Верховной Рады, суетился на баррикадах и всячески показывал свою нужность. И в награду после государственного переворота получил вожделенный пост директора УИНПа.
Надо отдать должное - львовский активист в полной мере оценил пропагандистский потенциал ющенковского детища. Не просто копаться в архивах - но создавать идеологические «смыслы». Не просто «смыслы» - но и всячески популяризировать из через СМИ и социальные сети. Не просто популяризовать - но проводить это через законодательство и получать под то значительные финансовые средства.
К исторической науке деятельность Вятровича отношения не имеет вообще. Историки - отечественные и зарубежные - давно уже отмечали беспринципность и подловатость его псевдонаучных подходов. Например, когда Вятрович курировал во Львове музей «Тюрьма на Лонцкого» (был и такой период в его жизни) в экспозиции музея сознательно замалчивалась роль украинских националистов во львовском погроме 1941 года. Разумеется, документы из советских архивов, свидетельствующие о преступлениях ОУН-УПА, Вятрович запросто объявляет фальшивкой, а историков, критикующих такой подход, - пособниками российской пропаганды.
Дело дошло до того, что назойливой деятельностью УИНПа по реабилитации бандеровцев возмутились сразу 29 еврейских организаций Украины, 3 августа сего года обратившихся с открытым письмом к общественности. «Мы хотим выразить серьезную озабоченность и выразить недоверие настойчивым попыткам искажения нашей общей истории, которые в последнее время предпринимаются активистами под эгидой Украинского института национальной памяти (УИНП). Это относится, в частности, к безответственным действиям УИНП и его руководства, которые при помощи других органов и организаций, ряда СМИ, научных институций, пытаются стереть из нашей общей истории трагические страницы связанные с антисемитской деятельностью Организации украинских националистов (ОУН), Украинской повстанческой армии (УПА) и её лидеров», - говорится в обращении.
Владимира Вятровича называют одним из инициаторов пресловутых «законов о декоммунизации», которые фактически закрепляют законодательные ограничения свободы слова. Цель принятия этих «законов» директор УИНПа формулирует так: «Декомунізаційні закони - це превентивний захід, щоб врешті почати очищення від совка всієї країни». Замечательная научная терминология и доказательная база используется «историком» Вятровичем! На будущее надо тщательно проследить, чтобы сей умник не пользовался всем, что создано при СССР - от мостов до канализации.
Естественно, последствия принятия идиотских «законов» Вятровича и его камуфляжную кодлу не интересуют, а напрасно. На страницах киевского журнала “Корреспондент” украинский историк, старший научный сотрудник Института украиноведения НАН Украины Василий Расевич высказывает важную мысль: “В 2015 году Верховная Рада приняла декоммунизационные законы, прославляющие ОУН и УПА. Это значит, что наше государство берет на себя всю ответственность за деятельность этих формирований и то, что они делали на протяжении всей своей истории…” Добавлю от себя, что в результате нелепой «десоветизации» подвергается сомнению легитимность самих государственных границ Украины, доставшихся ей в наследие от УССР (от официально осуждаемого нынешней властью пакта «Молотова-Риббентропа до подарков коммунистов Сталина и Хрущева).
Но, если присмотреться, задача националистов вовсе не в сохранении Украины как современного цивилизованного государства. Смысл деятельности того же УИНПа состоит в целенаправленном взращивании легко управляемой, безграмотной толпы под владычеством самозванных «национальных вождей». То есть (согласно заветам духовного отца бандеровщины Дмитрия Донцова) построение державы, изначально разделённой на «свинопасов» и «козаков». Для этого необходима глорификация украинских националистов. В июне прошлого года Министерство образования Украины издало директиву для учителей о необходимости «подчеркивать патриотизм и высокую нравственность активистов освободительного движения». Нравственность убийц, заживо сжигавших белоруссов, расстреливавших евреев, резавших поляков, можно доказать только одним способом - тотальной фальсификацией документов и тщательным уничтожением доказательств. Чем УИНП планомерно и занимается.
Недавно в США в авторитетном журнале по «Foreign Policy» вышла статья известного американского журналиста Джоша Коэна, который прямо высказывает обеспокоенность за неприкосновенность украинских архивов при Вятровиче. Тревогу вызывает дурная слава господина Вятровича среди западных историков, считающих, что он с готовностью игнорирует или даже фальсифицирует исторические документы. Более того, активная деятельность Вятровича может привести к новой и страшной эпохе государственной цензуры, полагает Джош Коэн.
На мой взгляд, неправильно рассматривать деятельность Вятровича в рамках некой научной исторической дискуссии. Украинский институт Национальной Памяти - это, прежде всего, пропагандистское оружие. Последствием сознательно раздуваемой им истерии стали варварское разрушение сотен памятников, фальсификация учебников, травля несогласных с этим историков (вспомним националистический шабаш на презентации книги академика Петра Толочко) или даже убийство инакомыслящих - помянем Олеся Бузину.
Передёргивание, умалчивание, фальсификация - обычные приемы жулика и Вятрович ими активно пользуется, порою доходя в свой злобе до откровенного абсурда: «Советское шампанское» апелює до радянських часів, до часів існування тоталітарного режиму, який називався «радянським», аби приховати свою диктаторську суть. Тому ця назва чітко є символом комуністичного тоталітарного режиму, які законом заборонені». А внезапно появившаяся на прилавках колбаса «Бандеровская», как я понимаю, есть символ демократии и прогресса?
Однако, при всей своей кажущейся абсурдности, цель кампании по искажению и забвению прошлого имеет вполне конкретные задачи и адресата - лишение исторической памяти тех, кто веками жил на территории центральной и восточной Украины, бесцеремонное навязывание им собственной идеологии и конечный захват этой территории со всеми её материальными ценностями. Такое себе великое переселение кугутов. Данный номер удался со Львовом в сороковых-пятидесятых годах, с Киевом в девяностых-двухтысячных, почему же сейчас не попытаться получить под свой полный контроль Одессу, Харьков или, скажем, Николаев.
Это паразитарный способ выживания омелы, которая захватывает дерево, жадно переползая с ветки на ветку охватывает крону, выживая за счёт вытягивания из своей жертвы всех соков. И, в конечном итоге, растение-паразит убивает заражённое дерево. Сегодня древо украинской государственности поражено омелой национализма - непродуктивным, вредным, опасным паразитом. Идеология майданного национализма изначально была нацелена на аннигиляцию русскоязычной Украины, а уж как это будет происходить - путём заселения «героев АТО» в квартиры выселенных за долги бывших хозяев, преследованием инакомыслящих или организованной миграцией - не столь и важно. Надо просто понимать, что за любой идеологией - даже откровенно фашистской - всегда таятся экономические интересы.
А закончу статью словами самого Вятровича: «Факт позбавлення комуністичної спадщини - це поступове творення довіри в те, що в нас буде інша держава, яка відрізнятиметься від радянської України, держава, в якій судова влада буде відігравати важливу роль і діяти справедливо». Согласен, Советская Власть многого не доглядела. Соответственно, будем надеяться на то, что господин Вятрович рано или поздно займёт своё заслуженное место на скамье подсудимых - как раз где-то между Юлиусом Штрайхером и Альфредом Розенбергом.