Институты национальной памяти как источник национализма и ксенофобии

Aug 31, 2009 02:51




С некоторых пор в постсоциалистическом мире возникла мода на т.н. «институты национальной памяти» (ИНП), а еще, как в Прибалтике и Грузии, - «музеи советской оккупации»…

Хотя можно заметить, что кто кого оккупировал - это еще большой вопрос. Ведь, к примеру, грузин Сталин стоял во главе СССР почти 30 лет, а вот порулить Грузией ни русским, ни украинцам не пришлось. Да что там порулить - даже поучиться не довелось. К примеру, Михо Саакашвили постигал азы дипломатии в Киеве, а вот его лучшему другу Виктору Ющенко выпало скучать в студенческие годы в провинциальном Тернополе.

В центре внимания деятельности таких «институтов», как правило, перевод обычных для каждого народа национальных и патриотических чувств на уровень национализма и ксенофобии. Прежде всего, русофобии, затем - антисемитизма. Далее - как случится, в зависимости от экономической и внешнеполитической конъюнктуры. Если суммировать, «институты» такого рода выполняют охранную функцию по отношению к обанкротившимся политически и экономически правящим режимам в своих странах.

Если срочно появляется надобность, они не менее срочно пытаются выпустить пар социальной напряженности в обществе через свои идеологические «клапаны». Одни, как в Украине, раздувают до небес вопрос Голодомора, забывая, что голод в начале 1930-х годов наблюдался не только здесь, но не в меньшей степени во всех зерносеющих регионах СССР. И пострадали от него не только этнические украинцы, на чем настаивает уважаемый академик Игорь Юхновский, но также и русские, и казахи, и народы Северного Кавказа и Поволжья. Другие, как в Польше, продолжают искать все новые и новые Катыни, хотя известно, что к тем событиям были причастны не только «орлы Берии», но и люди Гиммлера.

Словом, к «изысканиям» подобных учреждений всегда было немало вопросов. И вот в Польше, как говорится, «прорвало». Союз левых демократов (СЛД) подготовил законопроект, в случае принятия которого Сеймом местный ИНП будет ликвидирован, а часть его функций была бы передана другим учреждениям. Среди авторов законопроекта весьма авторитетные в Польше политики Ежи Шмайдзинский, Гжегош Напиральский, Войцех Олейничак, Рышард Калиш и другие.

«Для очень многих поляков ИПН - это крайне идеологизированная и подчиненная ПиС организация, которая занимается исключительно фальсификацией истории», - говорит депутат Сейма от СЛД Рышард Калиш.

Напомним читателям, что Право и Справедливость (ПиС) - это откровенно правая и националистическая партия братьев-близнецов Качиньских. Лех Качиньский пока продолжает оставаться президентом, а его брат Ярослав кресло премьер-министра уже потерял.

На роль фальсификатора истории ИПН претендовал уже тогда, когда координатор спецслужб в правительстве Ежи Бузека (того самого, который недавно возглавил Европарламент), министр Януш Палюбицкий заверял в Сейме III созыва, что ИНП станет «памятником и знаком предостережения для общественной памяти и любых попыток государства действовать против людей». Президент Александр Квасьневский тогда заветировал закон. Он указывал, что создание ИНП вовсе не гарантирует всем желающим доступ к архивам спецслужб. С другой стороны, отсутствие нормы о ротации руководства ИНП приведет к односторонней идеологизации этого проекта.

И хотя всем были понятны недостатки проекта, правые преодолели вето президента и протащили его через Сейм. В компетенции польского ИНП занятия архивами, просвещением, исследованиями. Но, что более всего удивительно, ИНП наделен прокурорской и люстрационной функциями. В мае 2007 года Конституционный суд Польши лишил ИНП права заниматься люстрационными процедурами. Однако сам Институт не спешит от них отказываться - быть инквизицией в XXI веке (!) оказалось очень даже увлекательным занятием. Поскольку сотрудники ИНП своих правых, если не сказать хуже, убеждений даже не скрывают, легко понять, против кого направлена их деятельность.

Даже Лех Валенса оказался у них «под колпаком». Вот уже два года главный ниспровергатель социализма вынужден судиться с ИНП, обвинившим его в сотрудничестве, начиная с 1970 года, со спецслужбами Польской Народной Республики (ПНР). Будто бы Валенса, будучи агентом «Болеком», только тем и занимался, что доносил на рабочих Гданьской судоверфи имени Ленина.

Был ли на самом деле Валенса «Болеком» или сие «открытие» ИНП совершил, пытаясь помешать создателю «Солидарности» получить Нобелевскую премию, трудно сказать, а вот что неприятностей экс-президенту пришлось пережить немало - это уж точно. Вот так и шагает по жизни польский ИНП - от одной гадости переходит к следующей. Даже без перерыва на выходные дни. Будь это при социализме, получилась бы образцовая бригада коммунистического труда.

«Сейчас, после десяти лет существования ИПН, стало вполне очевидно, что Институт превратился в мощную и одностороннюю идеологическую и политическую организацию, которая имеет немалое влияние и на политические дискуссии, и на политическую жизнь», - считает Лех Никольский из Центра политического анализа.

Институт, кстати, обладает свободой деятельности, иными словами, действует бесконтрольно. У него громадная структура по всей стране - 11 филиалов и 6 отделений, хорошо оплачиваемые кадры и отличное финансирование - более 200 млн. злотых ежегодно, то есть примерно 70 млн. долларов по нынешнему курсу. В составе ИНП действует Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа, Бюро обеспечения доступа и Архивизации документов, Бюро общественного просвещения и Люстрационное бюро. В прошлом году ИНП осуществил более 60, так сказать, «научных публикаций», а вместе с выступлениями сотрудников в СМИ - более 600.

Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа в 2008 году вела 1179 дел и прослушала более 6 тыс. свидетелей. По документам, переданным в суды, было открыто 71 дело и вынесен 31 приговор. 344 расследования «исторического характера» были закрыты в связи с отсутствием исполнителей, еще 411 закрыто по иным причинам, а также в связи с «отсутствием состава преступления». Только в прошлом году 22 люстрационных прокурора занимались изучением 130 тыс. показаний о сотрудничестве со спецслужбами ПНР, либо же отсутствии такового.

Стоит ли после этого удивляться, что деятельность ИНП воспринимается обществом, мягко говоря, все более неодобрительно?! И виноват в этом сам Институт. Практически не бывает ни одной недели, чтобы директор ИНП Януш Куртыка, либо его люди не попадали под огонь критики за свои дела, которые так и хочется назвать деяниями. Когда в апреле был проведен соответствующий социологический опрос, оказалось, что только 28% респондентов оценивают титаническую работу Куртыки со товарищи «хорошо», а 44% - «плохо».

«Хоть как-то изменить статус ИНП необыкновенно сложно. Даже попытка изменения основ его функционирования рассматривается как заговор. Несмотря на это, законопроект о передаче функций ИНП другим учреждениям является окончательным. Они будут друг с другом сотрудничать, но также друг друга и контролировать в том, что касается способов и качества деятельности», - говорит депутат от СЛД Витольд Гинтовт-Дзевольтовский, отвечающий за конституционность предложенного законопроекта.

По мнению парламентария, в законопроекте содержатся четыре важных момента. Он возвращает Главную комиссию по расследованию преступлений против польского народа в структуры прокуратуры, как это было и ранее, до появления ИНП. Люстрационные процедуры ограничиваются и затем вовсе прекращаются. Для хранения документов спецслужб ПНР в составе Госархива создается Гражданский архив. Наконец, в составе Польской академии наук создается Институт исследований ПНР.

Вопрос теперь в том, получится ли провести законопроект в Сейме. Задача не из простых, если учесть, что не только ПиС готов, что называется, костьми лечь за то, чтобы ИНП и впредь терроризировал польское общество, но и в Гражданской Платформе премьера Дональда Туска, и в Крестьянской партии вице-премьера Вальдемара Павляка немало ретроградов, которые мыслят в категориях захудалых ксендзов из сельских костелов.

В этих условиях «нет смысла рассчитывать на поддержку с их стороны законопроекта в целом. К тому же Гражданская платформа исключает сотрудничество с СЛД по этому вопросу, - говорит Витольд Гинтовт-Дзевольтовский. - Зато мы уверены, что нашим союзником будет общественное мнение и среда, которая его формирует».

Остается пожелать польской оппозиции успеха на этом пути. Попутно же хочется заметить следующее. Бюджет украинского ИНП, конечно, скромнее, чем у поляков, - где-то в пределах 5 млн. долларов. Но если учесть, что у нас нет пока филиалов и отделений на местах (например, в Конотопе или Батурине), это тоже более чем достаточно. Особенно если учесть, чем он занимается.

В декабре 2008 года народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко в этой связи заявила: «Следует отметить, что такой бюджет соответствует финансированию приблизительно десяти научных учреждений в системе Национальной академии наук Украины, в каждом из которых работает значительное количество научных сотрудников, докторов и кандидатов наук. Что касается целей и задач самого института, то своей так называемой деятельностью он призван формировать национальное самосознание граждан Украины, что в конечном итоге приведет к его трансформации в орган контроля за лояльностью к официальной идеологической мысли. Той самой, которую сам институт пытается навязать отечественной науке и прописать в учебниках истории Украины».

И это еще мягко сказано. Ведь «воскрешение памяти о жертвах и притеснениях, которые испытала украинская нация», чем, по словам Игоря Юхновского, занимается ИНП, оборачивается пропагандой кондового национализма, переходящего в русофобию. Не случайно президент РФ Дмитрий Медведев 11 августа в послании Виктору Ющенко отметил: «Российско-украинские отношения подвергаются испытаниям и в результате взятой Вашей администрацией линии на пересмотр общей истории, героизацию нацистских пособников, возвеличивание роли радикал-националистов, навязывание международному сообществу националистически окрашенных трактовок массового голода в СССР 1932-1933 годов как 'геноцида украинского народа'. Продолжается вытеснение русского языка из общественной жизни, науки, образования, культуры, средств массовой информации, судопроизводства».

И немалая «заслуга» в этих неприглядных делах принадлежит ИНП. Поэтому будем надеяться, что в Украине тоже найдутся весомые политические силы, которые поставят в парламенте вопрос о его ликвидации. Уверен, такой шаг послужит хорошим подспорьем для восстановления отношений доверия и дружбы с Россией и другими народами.

ксенофобия, украина, польша, русофобия, национализм

Previous post Next post
Up