Американцы о жёнах русских священников

May 20, 2016 00:01

Сегодня редакция изучает публикации о России и русских в газетах Соединённых Штатов от 18 мая 1881 года. Нам сообщают о вольготной жизни жен русских священников и готовности американских граждан вступить в войну с Англией на стороне России.

The Forest Republican: Жёны русских священников


Заметка от 19 мая, The Forest Republican, 1885 год

В России из всех женщин только жён священников можно назвать счастливыми. Даже существует такое выражение: «счастлива как попадья». А счастлива она по причине полной зависимости от нее супруга. Если она умрет, её мужа низлагают из сана и он становится обычным мирянином, всё его имущество конфискуют и делят пополам между детьми и государством. В силу этих обстоятельств, русский священник старается, по возможности, выбрать себе здоровую жену и впоследствии заботится о ней и следит за ее здоровьем. Буквально трясется над ней, следит, чтобы она не промочила ног, укутывает в теплый плед, только бы она не подхватила простуду. Поэтому, самой большой удачей для девушки является женитьба на священнике, возможно, даже большей, чем выйти замуж за дворянина.

Историческая справка:

Действительно, есть русские поговорки «Как поп попадью бережёт» и «Житьё, как попадье за попом». В остальном заметка построена, скорее, на заблуждениях о вольготной жизни жены священника. Вполне понятна неосведомленность американских журналистов, ведь даже многие православные убеждены в том, что церковные каноны категорически запрещают матушке работать, что не является правдой.

Выдержка из «руководственных правил для священнослужителей»: Жена священника должна быть целомудренна, честна, не клеветница, трезва, верна во всем. Она должна быть достаточно умственно и нравственно развита. Она должна умом и сердцем делить тяготу жизни священника, но отнюдь не должна вмешиваться в приходские дела и церковные обязанности священника. Она должна быть примерной матерью своих детей и должна уметь руководить их домашним воспитанием. Она должна быть хорошо знакома с домашним хозяйством и, любя свою семью, должна избегать разного рода суетных общественных развлечений и увеселений.

По церковным уставам если хотя бы однажды священнику изменит супруга, то принять её обратно он не сможет, не перестав быть священником. Так же и после смерти супруги надлежит иерею, если желает продолжать священническое служение, не «ожениться иной», но пребывать в целомудрии, готовясь к принятию монашества. Жениться на другой можно, но при условии снятия сана, по православным канонам, архиерей обязан запретить его в священнослужении.

Первое непременное требование к матушке - целомудренная жизнь до брака и в браке. Во-вторых, супруга священника отчасти теряет мужа при его рукоположении. При произведении в дьяконство священник оставляет на Святом престоле венчальное кольцо в знак того, что служение Богу будет главнейшим делом его жизни. Часто матушке приходится нести множество послушаний в храме, в котором служит её супруг, - от церковной лавки и клироса до воскресной школы и трапезной. В-третьих, супружеская жизнь в священнической семье, как правило, идёт в ритме, установленном церковным уставом. Наконец, матушки зачастую становятся утешительницами для всех, кому сам священник не успевает оказать достаточно внимания. Матушка может выйти замуж после смерти мужа, но такое бывает редко.

Будущий священник может быть женат только один раз, причем его жена также не должна быть вдовой или разведенной и не должна иметь в прошлом блудных грехов.

сми, архивная полка, сша, православие

Previous post Next post
Up